Навальный сознательно обостряет собственное положение, не оставляя выбора властям.
Алексей Навальный в конце января существенно сузил для себя возможность диалога не только с российскими властями, но и с представителями российской экономической элиты. Массовые беспорядки, спровоцированные Навальным и Волковым, открыто призывавшими в социальных сетях к неповиновению властям, довольно четко продемонстрировали даже относительно лояльным к оппозиционеру бизнесменам, чем для них и их бизнеса черевата победа «оппозишнфюрера». Похоже, что после погромов в Москве и Санкт-Петербурге, учиненных разбушевавшимися толпами хулиганья, к обвинениям в мошенничестве с донатами и несоблюдении порядка отбывания испытательного срока после условного осуждения, Навальный, может получить еще одно обвинение и в ближайшее время на свободу уже не выйдет. Постоянно нарушая закон, Алексей Анатольевич просто не оставляет выбора властям: чем большие послабления делаются ему со стороны правоохранителей, тем больше он "отмораживается", уверенный в собственной непогрешимости.
Навальный как будто умышленно идет на обострение, испытывая терпение властей. При всем желании теперь Кремлю будет сложно объяснить любое смягчение участи зарвавшегося блоггера. В непростой ситуации оказались и иностранные патроны Алексея, так как буквально недавно американская демократия продемонстрировала всему миру правила обращения с человеком, призывающим своих политических сторонников на улицы. По-хорошему, следуя собственным заявлениям, Твиттер, Фейсбук, Инстаграм и Ютьюб должны были бы навсегда заблокировать аккаунты Навального, Волкова и других лиц, призывавших людей к акциям неповиновения в России.
Складывается ощущение, что Навальный во время берлинских каникул слишком преувеличил свою роль в глазах западных кураторов, которые всерьез поверили, что он способен взорвать ситуацию в России и добиться если не смены власти, то покорности российских властей воле заокеанских магнатов. С одной стороны, Алексей неожиданно для себя самого был командирован в российскую тюрьму из уютной Германии, а с другой стороны, по большому счету ничего от его посадки в России не изменилось и путинский режим не дрогнул. Как бы не пытались теперь либеральные СМИ сделать из Навального единственную альтернативу Путину, уже всем и в России, и за рубежом понятно, что сопоставлять политический вес российского лидера и блоггера, пусть и с миллионной аудиторией просто смешно.
Что ж, аналогичную ошибку совершил в свое время гораздо более значимый в мировой политико-экономической элите игрок – миллиардер Михаил Ходорковский. Он в свое время имел крепкую поддержку у ряда высокопоставленных российских чиновников, являлся крупнейшим спонсором нескольких парламентских партий, его ОПГ многие годы действовала в России практически без контроля со стороны правоохранителей и спецслужб: Ходорковский покупал первых, а вторые являлись тогда лишь информационным придатком его политической «крыши». Но Ходорковский не понял, что с приходом Путина в 2000 г. ситуация изменилась, и «какой-то полковник» решил навести порядок в России всерьез и надолго.
В судьбе Ходорковского тот просчет сыграл роковую роль: он на долгие годы оказался в местах лишения свободы, и «мировое сообщество» ничем ему не помогло. Не поможет оно и Навальному, более того, в виду того, что он фактически обманул ожидания кураторов, его акции в глазах условного «госдепа» вполне могут сильно упасть. И в США, и в Евросоюзе любят и умеют считать деньги, и выбрасывать их на ветер, спонсируя картонного героя никто не станет. Как только будет окончательно понятно, что российская власть с посадкой Навального не дрогнет, его поддержка с запада ограничится банальными заявлениями и набившими оскомину воплями об ограничении свобод в России. Впрочем, после стрельбы в Парламенте по собственным гражданам каждое обвинение России в политических репрессиях будет выглядеть довольно некрасиво.