📢
Репост из группы
Подслушано в МГУ:
Ольга Орлова, член Комиссии РАН по просвещению, написала у себя в фейсбуке большой и важный текст про поправки в закон о просвещении в РФ (которые сейчас пытаются провести). Да, мы знаем, опять поправки, сколько можно уже.
Тем более прочитайте:
"Закон о просветителях: одобрить нельзя отклонить. Где поставят запятую?
Сегодня в Общественной палате прошли нулевые чтения поправок в ФЗ закона об образовании в части просветительской деятельности. Суть поправок заключается в том, что на просветительскую деятельность теперь нужно получать лицензию министерств, как и на образовательную деятельность, чтобы содержание этой деятельности не было направлено на разжигание национальной и религиозной розни, на распространение экстремистских идей. И главная цель поправок, как было сказано в пояснительной записке разработчиков закона, в том, чтобы противостоять вмешательству иностранных врагов. Это закон не про деньги. Потому что вы и так не получите ни копейки из бюджета, если разжигаете рознь и пропагандируете экстремизм. Это закон про регулирование содержания любого просвещения. Или, как выразился представитель Минпроса, «этот закон - логическое продолжение регулирования морального развития наших детей.»
Поскольку Общественная палата прислала запросы многим экспертам на эту тему, в том числе и мне, то удалось не только отправить письменно личное мнение, но и выступить на нулевых чтениях.
Что плохо?
Во-первых, плохо то, что координирует с другими министерствами принятие этих поправок Минпрос, который абсолютно их поддерживает и предлагает сначала принять поправки, а потом подзаконными актами урегулировать их реализацию. По выступлению статс-секретаря Минпроса Корнеева А.А. было понятно, что он вообще не в курсе, как именно устроена просветительская деятельность.
Во-вторых, плохо то, что прозвучали предложения разграничить просветительскую деятельность на правильную, естественно-научную, не опасную и на опасную, т.е. гуманитарные и общественные науки, где как раз иностранные агенты и окопались. Это мне показалось особенно забавным. Как мы помним, СССР рухнул не от того, что в нем была плохая математика и физика, а от того, во многом, что руководители плохо знали экономику, историю, общество и особенности людей, т.е. экономические, исторические, социологические и психологические науки были раздавлены государством и не востребованы им.
В-третьих, плохо то, что в защиту этого закона выступили борцы с лженаукой. Т. Черниговская ввела эту тему в обсуждение. Ее поддержали другие выступающие. А это, как мы понимаем, абсолютная мина. Что наука, а что лженаука регулируется не законодательством, а научным сообществом. Если иначе, то это интеллектуальный и образовательный коллапс.
В- четвертых, на обсуждении не было ни одного из авторов и инициаторов поправок. Мы не знаем, что они получат на выходе из этого обсуждения.
Что хорошего?
Зампред Комитета ГД по науке и образованию Л. Духанина, представитель Института образования ВШЭ и ряд других выступающих детально показали юридические противоречия в этом законе, которые приведут к тяжелым последствиям и для школ, и для вузов.
Хорошо, что дали выступить людям, которые сами занимаются этой деятельности в разных видах (Илья Ферапонтов, Григорий Тарасевич, Сергей Попов, мне тоже дали😊)). Все мы призвали закон отклонить. Используя разные аргументы. И это усложнило картину. В том числе и чиновникам, и депутатам, и членам Общественной палаты, внесло сумятицу в их дружное желание противостоять иностранной заразе в умах молодежи.
Прогнозы?