Сегодня канал РБК брал у меня интервью по поводу реконструкции Садового кольца по программе "Моя улица". Поводом для сюжета послужил недавний ролик Ильи Яшина. В нем он прогулялся по Садовому, удивился, что мало рабочих работает за заборами, а где-то не работают вообще. После этого оператор запустил квадрокоптер, за что его забрала полиция. В общем, журналисты из РБК решили подробнее разобраться, что там не так с Садовым кольцом. И я невольно стал адвокатом Собянина.
У программы "Моя улица" есть много проблем. Но политики и журналисты обычно пытаются цепляться не к проблемам, а к совершенно обычным процессам, которые, может, и не идеальны, но уж точно не являются главным злом.
Например, "всё перекопали, негде ходить, на дорогах пробки". Ну да, колбаса не растёт на дереве, и чтобы её произвести, приходится и коровку убить, и небо покоптить. Хотелось бы, чтобы колбаса сразу на полках магазинов появлялась как джинн из бутылки, но пока так не происходит. И чтобы сделать нормальные улицы, надо перекопать всё, затруднить движение транспорта и пешеходов и потерпеть несколько месяцев. Других способов пока не придумали.
А почему нельзя кусочками ремонтировать, зачем сразу всё перекрывать? Вообще странно, что такие вопросы возникают. Потому же, почему вы переклеиваете обои сразу во всей комнате, а не идёте метр за метром, снимая старые и клея новые. Можно всё извратить, но это будет долго и дорого. Кроме того, многие процессы невозможно делать кусками нормально. Например, в рамках реконструкции под землю убирают кабели и другие коммуникации. Это делается сразу на всей улице.
Дальше список можно продолжить, и все основные претензии общественности легко разбиваются. Но есть и проблемы, о которых никто не говорит.
1. Сроки. Реконструкция делается в очень сжатые сроки. Кроме того, на мэрию налегает возмущенная общественность, которая кричит "быстрей-быстрей". Из-за этого часто страдает качество. Есть технологические процессы, которые невозможно сделать быстрее, не жертвуя качеством. Например, бетон сохнет определенное количество дней. Если нарушить технологию, то он не наберет прочности и будет крошиться. Когда рабочие торопятся, они плохо подрезают плитку, криво её кладут и т.д.
Главная проблема со сроками в том, что сдача любого объекта приурочена к какой-то дате. Например, реконструкции улиц стараются закончить ко Дню города, который у нас в сентябре, а масштабную реконструкцию – к выборам 2018 года.
Здесь гражданам логичнее было бы требовать делать дольше, но лучше, не гнать сроки в ущерб качеству.
2. Проектирование. Здесь такие же проблемы, как и со строительством. Делают быстро, зачастую в ущерб качеству. Простой пример – с реконструкцией Тверской. Очевидно, что там надо было делать наземные пешеходные переходы. Об этом говорили все транспортные эксперты, проектировщики, архитекторы. Но кто-то испугался, кто-то решил не рисковать, и зебр не сделали. Просто не было времени всё это согласовывать, разбираться, утверждать. Если бы не спешили, то удалось бы спокойно, не торопясь отточить проект до идеала и сделать улицу намного лучше, чем она есть сейчас. Аналогичная история с велодорожками. То делаем, то не делаем. Всё обычно происходит под лозунгом: "Нет времени обсуждать, надо плитку класть!"
Реконструкция улиц – это не только укладка плитки вместо асфальта, это создание новой качественной городской среды. Здесь надо проводить исследования, делать тестовое благоустройство, потом спустя год уже делать основательно.
Есть ещё более мелкие вопросы относительно качества, выполненных работ, подрядчиков, нарушения технологий, сроков, гарантийного обслуживания и т.д. Но их обычно мало кто обсуждает.
А то, что во время реконструкции Москва стоит в пробках и ходить неудобно, – это мелочь на пару месяцев. Стройка закончится, а вот Тверская без нормальных переходов, выделенных полос для общественного транспорта и велодорожек останется теперь на десятилетия. И это проблема.