Вдова намеревалась совершить отпевание Александра Сергеевича в Исакиевском соборе, но получила отказ, священник посчитал случившуюся дуэль самоубийством, и отказался отпевать поэта. Отказали и в других храмах. Слишком многие считали, что Пушкин именно ушел из жизни, пойдя на эту дуэль - а через каких-то полгода ему попросту не на что было бы жить и содержать семью, дальше нищета, позор, голод, долговая яма.
На поиски места прощания ушло двое суток. Конюшенная церковь - не самое очевидное место, ведь она была придворной, и отпевали в ней только с высочайшего позволения, которое, как ни странно, было получено. Николай I лично распорядился об этом - прошение ему подал Бенкендорф от родственника Натальи Николаевны Строганова. Это конечно был политический жест - отпевание великого русского поэта как бы получило государственное значение.
Трое суток гроб Пушкина простоял в его доме - проститься пришло больше ТРИДЦАТИ ТЫСЯЧ человек.
Настроение в обществе было однозначным - скорбь кристаллизовала вокруг себя всех протетстно настроенных, начались разговоры о том, что поганые иностранцы убили Пушкина, сначала застрелив, а потом залечив. Пошли слухи о готовящихся массовых выступлениях против засилья иностранщины. На Конюшенную площадь собрали 60-тысячное войско. Гроб после отпевания тихо перенесли в заупокойный подвал - чулан, где хранилась погребальная колесница, на которой из Таганрога везли тело императора Александра I.
По завещанию «не хоронить в болоте» погребение прошло не в Петербурге. Наверное мало кто из начальства пожелал бы иметь в столице могилу, которая станет местом притяжения оппозиционно настроенных. А.С. сам купил для себя место на кладбище в Святогорском монастыре, где год назад схоронил мать. Туда, к Михайловскому, которое было заложено и готовилось уйти с молотка, кортеж с телом домчал за какие-то 19 часов - ускорение придала выписанная императором подорожная.
С гробом ехали только двое близких - дядька Никита, приставленный еще к мальчишке Саше Пушкину и приятель Александр Тургенев, выторговавший себе у императора этой поездкой право уехать в Париж. К могиле пришли несколько деревенских да знакомые по имению. Гроб поместили в небольшую ямку и присыпали снежком, по-настоящему его похоронят только весной.
Многотысячные долги взял на себя император, фактически он приобрел за них право цензурировать пушкинский архив.