"Димон" помог.
Как рейтинг Алексея Навального вырос после расследования о Медведеве
Поддержка Навального растет. Но люди выходят на улицы не только поэтому.
Политик Алексей Навальный начал свою президентскую кампанию в самых неблагоприятных условиях: угроза реального тюремного срока, всевозможные «разоблачения» по федеральным СМИ и депрессивные настроения среди сторонников оппозиции. Кроме того, последние годы доля его потенциальных избирателей не росла, оставаясь на уровне 5% населения с марта 2013 года. На том же уровне она была и в феврале этого года.
Ситуация не предвещала политику ничего хорошего. Однако по результатам опросов в середине марта, то есть через месяц после последнего опроса, Левада-центр зафиксировал прирост рейтинга политика на 5 процентных пунктов – до 10% российского населения. Среди тех, кто знает, кто такой Навальный, число поддержавших бы его на выборах президента выросло с 10% до 17%. Важнейшую роль в этом сыграл фильм-расследование команды ФБК «Он вам не Димон», обвиняющий премьер-министра Медведева в коррупции.
Мартовский «штурм и натиск» изменил позицию Алексея Навального на политическом ландшафте. Ютьюб-блокбастер «Он вам не Димон», собравший 17 млн просмотров за месяц, посмотрели около 7% респондентов (более 10 млн человек), а в общей сложности знают о нем 38% опрошенных.
Без помощи кинопрокатчиков расследование ФБК обгоняет самые кассовые художественные фильмы, хотя главная тема творчества Навального – коррупция – достаточно привычна для россиян. С выводами предыдущего фильма его фонда, «Чайка», о бизнесе сыновей генпрокурора России Артема и Игоря Чаек, соглашалось подавляющее большинство слышавших о нем россиян (78%). Новый фильм лишь подтвердил то, что многие знали и раньше.
Для общества гораздо более важными стали события, произошедшие после этого. Митинги, прокатившиеся по стране через месяц после выпуска фильма, собрали значительную часть зрителей расследования, которые до этого знали о существовании друг друга только из статистики видеоблога Навального. Журналистика, а именно так можно назвать это расследование, вернула в страну политику.
Мы точно не знаем, какая часть видевших ролик превратилась из пассивных наблюдателей в активных участников политики. Так или иначе, две трети зрителей (65%) хорошо знакомы с событиями 26 марта, в то время как среди всех россиян таких всего 14%. Формальным поводом для проведения акции стало отсутствие какой-либо официальной реакции на расследование. Однако среди приписываемых участникам мотивов антикоррупционная повестка не доминировала: к ней примешалось общее недовольство положением дел в стране и «протест ради протеста» – установка на полное противопоставление себя существующей власти.
Как ни странно, поддержка самого Навального оказывается в числе наименее значимых причин, по которым люди вышли на улицы. С одной стороны, это говорит о признании самодостаточности заявленной темы протеста, а с другой – политик воспринимается в роли модератора дискуссии с властью: он не производит повестку сам, а лишь выражает существующие проблемы понятным окружающим языком. Любопытно, что даже среди оппонентов Навального около трети ответивших симпатизируют участникам митинга.
Одной из самых обсуждаемых особенностей митинга стал состав его участников. Несомненно, что организаторам удалось привлечь немало новых участников, среди которых было немало молодых людей. Известно, что молодежь более позитивно смотрит на мир вокруг, чем старшее поколение: сказывается меньшее давление житейских проблем и ощущение собственных перспектив. Поэтому и настроения на митинге 26 марта были совершенно другими, чем на акциях последних лет. Людей на митинге объединяло не противопоставление настроениям большинства, а осознание значимости этой темы для всех россиян.