В твиттере вот уже неделю не утихают споры за и против капитализма, в которых обеспеченные зумеры-марксисты и их массовка с томиками Маркса и комиксами про Пёсю в руках ополчилась против миллениалов и менее обеспеченных зумеров-капиталистов.
При всей своей мемности, бессмысленности и нелогичности (в самом деле, чем ещё заниматься в твиттере в условиях голодовки Навального, кроме как сраться за социализм?), спор — отличная иллюстрация, чтобы напомнить очевидную каждому внимательному наблюдателю вещь: экономически Россия
правеет, и по историческим меркам довольно быстро.
Так, еще в конце 2019 года Левада-центр выпустил масштабный
социологический опрос про отношение россиян к бизнесу. Из данных опроса следует, что 80% россиян оценивают деятельность малого и среднего бизнеса как положительную для страны. Более того, 58% заявили о том, что на пользу стране идет и деятельность крупного бизнеса. Обе цифры — рекорд с 2003 года. Более того, оказалось, что россияне широко осведомлены обо всем спектре проблем, преследующих бизнес: и о рейдерских захватах, и о кошмарящих проверках, и о незаконном уголовном преследовании предпринимателей.
При этом уровень
безусловного доверия к бизнесу довольно низок относительно других стран Европы: малому бизнесу безусловно доверяет лишь 25% опрошенных, крупному — 16%. Однако совершенно не доверяет бизнесу меньшинство: 20% совершенно не доверяют малому и среднему и 35% — крупному.
Тенденцию не изменила даже пандемия, наоборот, она ее только ускорила: как показывают
измерения рейтингов доверия институтам от той же Левады, в 2020-м году россияне стали больше доверять даже крупному бизнесу, и, вы не поверите, даже банкам. Тем самым банкам, которых в России принято склонять на все матерные лады и ненавидеть.
Не лучше на ниве социалистической пропаганды дела обстоят и с налогами. Я слабо верю данным ВЦИОМ, но даже
в их свежем опросе недостаточными налоги назвал всего...1% граждан (и я даже догадываюсь, где он живет и работает). Больше трети (36%) россиян назвали действующие налоги чрезмерными, из них большая часть (49%) входит в возрастную группу 25–34 года.
Из вышесказанного, правда, совсем не следует прощание россиян с патернализмом. Так, раз в девять лет социологические центры и университеты всех стран Европы по единой методологии делают опросы населения в рамках масштабного проекта изучения европейских ценностей. В 2017 году респондентам задавали вопрос: "какого сектора в общественной жизни должно быть больше — частного или государственного?". Наибольшее желание увеличить представительство частного сектора высказали жители Швейцарии и... Беларуси. Тройку замкнула Словения. Россия же оказалась на последнем.
Но если подумать, здесь вообще нет никакого противоречия. Та же Беларусь — страна, в которой воплотилась бумерская мечта о сохранении производства ради сохранения производства, о сильной руке и крепкой государственной экономике. Никакого счастья практическое воплощение этой мечты белорусам не принесло. Россия, напротив, пережила грабительскую приватизацию и засилие олигархата, помноженное на отсутствие и хроническое недофинансирование публичных благ. И если российский бизнес в его нынешнем виде (как минимум, его b2c-сегмент) заслуживает свою похвалу и лестных слов, то сфера публичных и общих благ, ответственность за которую несет государство, представляет собой то ли пустыню, то ли гнилой огород.
Отсюда — естественное желание граждан, чтобы их желания в сфере публичных благ удовлетворялись, как минимум, не хуже потребительских. Но представление о том, что россияне представляют предпринимателей исключительно как жадных капиталистов, готовых на все ради 300% прибыли, давно пора выкидывать на свалку истории.