Приговор за мем: тысяча рублей без конфискации
28 августа секретарь отделения ЛПР в ХМАО-Югре
Наджиб Гасанов предстал перед судом. Его обвинили в демонстрации запрещённой символики по ст.20.3 ч.1 КоАП РФ. Сейчас стало официально известно решение суда.
— Сперва меня вызвали невнятной повесткой в УМВД, где называли хулиганом, не проявляющим раскаяния, — рассказывает
Гасанов. — Мы дважды ездили в суд и обратно: в первый раз судья указала операм на ошибки в протоколе и рапорте. Я провёл в полиции около пяти часов.
Рассмотрение в суде длилось от силы 15 минут, понятыми выступили полицейские: сотрудница и уборщица. Перед уходом в совещательную комнату судья предложила прислать приговор по почте. Вскоре я почти одновременно получил на сайте Госуслуг два извещения: поздравление с днём рождения и уведомление о штрафе в тысячу рублей.
Через неделю постановление суда наконец дошло по почте. Там на пяти страницах рассказывается, что я якобы «разместил фашистскую свастику и националистическую символику» в интернете, чем нарушил ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 годов». Рассказывается об обязательствах РФ предотвращать деятельность фашистских организаций, о назначении административного наказания исходя из действительной необходимости его применения, есть даже ссылка на Нюрнбергский трибунал над странами оси. При этом неверно указаны мои данные, написано, что я отказался в суде от дачи показаний по 51 статье Конституции, а следом — что смягчающим обстоятельством якобы стало признание вины.
Самое главное — из постановления невозможно понять, что речь идёт всего-навсего о меме CountryBalls, опубликованном где-то в ВК аж в 2014 году, где если и была какая-то свастика, то разве только в качестве шутливого указания на Германию как на персонажа комикса. За грозным текстом скрывается рутинное рисование статистики по борьбе с экстремизмом. Собственно, наказание мне назначили по нижнему пределу и без конфискации компьютера. Пусть Нюрнбергский трибунал не переживает сильно из-за меня.
В феврале 2020 Госдума установила, что статья 20.3 КоАП не должна применяться при отсутствии признаков пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.