Возвращаясь к теме ответственности за фальсификации выборов, важно понимать, что, по сути, эти действия аналогичны 278 статье УК РФ «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», которая предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы.
После вчерашней заметки о том, что за статистические аномалии на выборах нужно сажать членов комиссий, мне начали рассказывать, как аномалии могут быть по естественным причинам.
Могут. Но по аналогии с незаконным обогащением в основе должна быть презумпция вины с правом доказать свою невиновность. Может комиссия объяснить явку 90% при средней явке по району в 30-40% — пусть доказывает. Если на выборах губернатора по всему региону у кандидата рейтинг 20-25%, а на каком-то участке 90%, то объясняйтесь вместе с кандидатом. Если это родное село кандидата и у него там половина родственники — вариант приемлемый, если это место компактного проживания диаспоры, к которой он принадлежит, — тоже объяснимо. И каждое такое объяснение должно быть опубликовано по каждой статистической аномалии.
Кроме этого можно и нужно реально бороться с подкупом и принуждением избирателей. Не сегодняшним смешным штрафом от 20 до 25 тысяч рублей за подкуп, а серьезной уголовной ответственностью за сам подкуп как за попытку захвата власти, за продажу голоса, если не как за измену родине, то, как минимум, до двух лет тюрьмы по аналогии с УК Германии и Дании, с существенной премией для граждан, которые сдают правоохранительным органам скупщиков голосов.
Это реально сделать хоть завтра, и мы получим реальные честные выборы. Председатели и члены комиссий, осознавая, что могут получить до 20 лет тюрьмы, будут бороться за чистоту и прозрачность выборов резвее любых наблюдателей. Потенциальный скупщик голосов предпочтет торговать наркотой, так как там денег больше, а сроки меньше. Потенциальный продавец голоса, зная, что можно сдать покупателя и получить солидную премию, предпочтет не рисковать сесть на 2 года.