В прессе писали, в 1994 году Дерипаска ночевал на СаАЗ не только потому, что штудировал документы. Выходить в город было опасно — на завод положил глаз Владимир Татаренков (больше известный под кличкой Татарин), который видел в кресле директора совсем другого человека.
В 1995 году Татарин чуть не убил Дерипаску. Машину, в которой директор СаАЗа вместе с Босовым и Лисиным ехал из Саяногорска в Ачинск на собрание акционеров глиноземного комбината, на дороге поджидали гранатометчики. Будущих участников "Золотой сотни" спасло чудо: в последний момент о засаде узнал Быков (как рассказывает с его слов Босов) и якобы велел все отменить. Татарин был вынужден подчиниться.
Помимо Татарина, Дерипаске досаждали местные власти. Вениамин Стрига, глава местного телеканала и одно время представитель президента РФ в Хакасии, был вынужден уехать за границу. "Моего клиента пытались похитить и убить", — заявил адвокат Стриги Юрий Орехов. "Группа Дерипаски не даст шансов на цивилизованный суд", — заявил Стрига в интервью Forbes.
Именно Стрига запустил в широкий обиход байку о том, как Дерипаска в первые дни своего директорства ходил по цехам СаАЗа в тренировочных штанах с вытянутыми коленками и выявлял точки продажи спирта. Нападки со стороны Стриги сильно раздражали Дерипаску, вспоминает один из сотрудников "Русала".
В 2003 году перебравшийся в Москву Стрига опубликовал на своем сайте очередную обличительную статью про алюминиевого магната, после чего хакасская милиция возбудила против автора уголовное дело. Подразделение хакасского ОМОНа, приехавшее в столицу арестовывать Стригу, уехало ни с чем: личный враг Дерипаски к тому времени покинул страну.
В конце 1990-х ходили слухи, что Дерипаска полностью или частично купил сетевую "Газету.Ру" - один из сайтов, созданных некогда Фондом эффективной политики Глеба Павловского, а также газету "Стрингер", ранее принадлежавшую Александру Коржакову. Среди изданий, якобы подконтрольных Дерипаске, называли также газету "За рубежом".
Как рассказывает бывший сотрудник "Русала", в 2001 году Владимир Путин гостил на заимке Дерипаски в живописном уголке Хакасии, на водопадах, в нескольких километрах от Саяногорска (до Путина там неоднократно бывали Дьяченко с Юмашевым). С тех пор Дерипаска неоднократно бывал у Путина в Кремле. О содержании их бесед можно только догадываться, но фактом остается то, что Дерипаска довольно быстро принял новые правила игры.
Скандал с Дерипаской произошел в начале 2001 года, когда он решил создать лесопромышленный холдинг. Для этого Дерипаске понадобились архивы Архангельского ЦБК и ряда других предприятий. К 2003 году ему уже принадлежал Байкальский ЦБК, Селенгинский ЦБК, Архангельский лесозавод №2, Омская картонная фабрика, Лузский деревообрабатывающий комбинат и несколько предприятий в Карелии.
Собственники Архангельского ЦБК отказались продать Дерипаски акции. Тогда он использовал один из рейдерских приемов – судебные иски от миноритариев. Ключевой акционер Владимир Крупчак пытался найти поддержку в борьбе с Дерипаской у Владимира Когана, петербургского банкира и друга Владимира Путина.
Но после того, как у Когана оказалось 20% акций Архангельского ЦКБ, Коган стал действовать в интересах Дерипаски. Впоследствии Олегом Дерипаской в борьбе с несговорчивым Крупчаком был задействован административный и силовой ресурс. Последнего сначала отозвали из ГосДумы, а после Дерипаска инициировал возбуждение в СУ при УВД Архангельской области уголовного дела в отношении Крупчака по ст. 160 ч. 3 (хищение в особо крупных размерах).