Границы «бытовой веры»: живучие суеверия, деструктивные секты и праздничные оргии в дореволюционной РоссииВ России христианство изначально спокойно вбирало в себя языческие традиции. Заговоры и суеверия наших бабушек и дедушек — прямой отголосок языческих традиций, сохранившихся и в дореволюционном православии в весьма своеобразной форме.
Элементы язычества присутствовали в христианстве с древнейших времен. Пасха, например, заимствована из иудаизма, куда попала из более древних, политеистических верований. Важнейший языческий праздник Ивана Купалы при христианизации Руси постарались заменить днем Иоанна Предтечи, но получилось не очень из-за его разгульного характера.
К концу XIX века никакого единого православия фактически не существовало — в России действовало множество религиозных сект самого разного толка, в совокупности со старообрядчеством, по разным подсчетам в них входило до 15% населения страны — 20 млн человек. Одной из самых видных сект были хлысты. Они признавали из Всей Троицы только Святого Духа и устраивали регулярные радения с песнями, плясками, самоистязаниями до исступления и оргией в конце.
Историю развития околорелигиозных предрассудков в дореволюционной России рассказывает на «Ноже» Саша Ломакин.
https://knife.media/orthodox-orgies/