Результат соцопроса напрямую зависит от вопроса, и это открывает безграничные возможности для манипулирования.
Вот идеальный пример. Одна социологическая компания решила однажды спросить у респондентов, как стоит поступать с группами людей, чье поведение отличается от общепринятых норм. И через запятую там перечислялись бездомные, люди с ВИЧ/СПИД, проститутки, феминистки, ЛГБТ и террористы.
Каждую из этих групп можно было изолировать от общества, ликвидировать, оказать им помощь или оставить самих по себе. Что такого особенного, например, в поведении людей с ВИЧ/СПИД, не обсуждается: ответить нужно только на вопрос, что с этой по умолчанию девиантной группой людей стоит делать.
Этот прием называется фреймированием.
Как еще опросы манипулируют людьми, рассказывает антрополог Ирина Душакова.
https://knife.media/mediaframing/