Книга Гаража про советский модернизм в Алма-ате - хорошая, но я уже цитировал извиняющееся предисловие про «да, империя строила там школы, но в школах <к сожалению> учили русскому языку» - это как бы да, стыд-позор, но зато постсоветские российские искусствоведы перестали бояться слова «колониализм», а это само по себе большой прогресс.
Но там на самом деле интереснее. Там динамика, там колониализм то ли при попустительстве (не исключаю вообще), то ли прямо по сознательной воле колонизаторов превращается в национализм. То есть колонизаторы строили туземцам дома, как в метрополии, но пририсовывали на фасадах туземные рюшечки, и во втором поколении рюшечки пририсовывали уже архитекторы местного происхождения. То, что в книге называют первым в СССР постмодернистским небоскребом - на самом деле манифест этого национализма, гостиница Казахстан, высотный цилиндр, но с золотой короной во всю крышу - мы казахи, мы сами по себе царство. Вот это самое интересное, а этого в книге нет.
И заодно - каждый же хоть раз фантазировал, кому и где он поставил бы памятник. Я бы поставил памятник Домбровскому на Чистых прудах напротив Абая. Чтобы Домбровский был маленький и без постамента, то есть вот они друг напротив друга: толстый важный туземный номенклатурщик (он в управе работал у русских каким-то боссом, Абай), а напротив - маленький русский гений (Домбровский гений), который состоялся как раз в Казахстане, формально колонизатор, на самом деле несчастный ссыльный. Раз уж там казахский уголок, то должна быть композиция.