Вот книги, которые я считаю важными. Читать лучше примерно в том порядке, как они перечислены.
1) Цель - в художественной форме описаны основы теории ограничений (Theory of Constraints, TOC) на основе работы завода. Читается на одном дыхании.
2) Цель 2 - продолжение первой книги, шаг на бОльший масштаб
3) Цель 3 - TOC в IT компании
4) Критическая цепь - на примерах из различных областей рассмотрены вопросы управления, принятия решений.
5) Выбор - применение TOC в ретейле
6) Новая цель - TOC в IT компании
7) ford.txt.html - Книжка Генри Форда о том, как он начинал. Отличная книга о том, как нужно делать вещи, полезные для людей.
8) Новая Экономика У. Эдвард Демминг 2006, Эдвардс Деммнг Выходи из кризиса. - Две книги Эдвардса Демминга (его называют отцом экономического чуда Японии) о том как нужно выстраивать системы (произвотства, торговли, обслуживания и т.д.) Читаются экстремально тяжело, но, на мой взгляд, очень полезные. Я их читал частями, через большие промежутки времени.
9) Уильям Детмер "Теория ограничения Голдратта" - книжка, которая описывает методы, используемые в теории ограничений. Обобщение первых 6 книг, по сути, описание схемы действий.
10) Toyota_ono - книжка о производственной системе Toyota от человека, который ее основал. Хороша для того, чтобы понимать в какую сторону двигались японцы, что ими руководило.
11) A) Быстрая переналадка. Революционная технология организации производства
B) Изучение производственной системы Тойоты.
Две книги от Сигео Синго о том как организовано производство в Toyota.
Если говорить в общем на тему менеджмента, то мне кажется, что задача управления (операционное управления) стоит на втором плане. Намного важнее выстраивать устойчивую систему как это понимает Демминг, то что делал Форд и японцы в Toyota.
Если сравнивать теорию ограничений TOC с системами, пришедшими из Японии (это и канбан, и JIT (точно вовремя), тотальный контроль качества (TQM), бережливое производство), то они не противоречат друг другу. TOC концентрируется на том, чтобы найти самый главный ограничитель и его исправить или подчинить работу всей системы этому ограничению. Японцы шли другим путем: они улучшали всю систему понемногу. Я думаю, что это было связано с тремя факторами:
1) японцы были дешевы в то время, когда это зародилось
2) У японцев было плохое качество продукта и они не могли выпускать его большими партиями как американцы - отсюда появилось TQM - тотальный контроль качества и идея быстрых переналадок
3) японцы - трудолюбивы и многие улучшения делали в личное время, в штатах это было бы невозможно - профсоюзы бы взбунтовались.