Вопрос-ответ. (Что-то типа новой рубрики на канале c хэштегом #FAQ ). Вчера на вебинаре меня спросили: Как убедить заказчика, что этап анализа и проектирования необходим, за него ему надо платить.
Мой вариант ответа: поставьте себя на место заказчика. Много лет ему рассказывали, что он [тупой] не может сформулировать требования на понятном разработчику языке, а разработчик не понимает язык человеческий. Конечно же, заказчик обиделся: если программисту нужно какое-то там ТЗ, то пусть он и платит… и за ТЗ и за общесистемный софт и за все остальное.
Я вижу три варианта решения: 1) Перестать торговать душами, а предлагать команду целиком. 2) Объяснять заказчику в чем состоит ценность. Например, грамотная постановка задачи позволит ему заказать софт не у вас, а там, где дешевле (шутка, но это не единственная ценность) 3) Перестать мечтать о работе на конвейере (в pipeline-е CI/CD в нашем случае). Маржа, как известно, из производства уходит в сферу услуг, идите за ней. Помогайте заказчику осознать, что и зачем он хочет, а не как это сделать