Немногобуков про историю ислама в Поволжье.
«Традиционный ислам» - распространенное выражение, возникшее в начале нулевых и очень полюбившееся российскому чиновничеству и мусульманскому духовенству. Обычно под «традиционным исламом» понимают исламские религиозные школы, существовавшие в России на протяжении столетий. Как известно, самые «исторические» мусульмане у нас в стране – татары Поволжья, они же волжские булгары. Единого мнения о происхождении этого мусульманского народа, у которого одних антропологических типов четыре или пять штук, до сих пор никто не утвердил. Тем не менее, в настоящий момент главенствует теория, согласно которой предки современных татар приняли ислам еще в 922г. Как и большинство народов Средней Азии, тогдашние татаро-булгары стали последователями ислама суннитско-ханафитского-матуридического толка. В исламском законоведении и теологии мусульмане Поволжья традиционно придерживались линии ханафийа – матуриди. Здесь бурно развивались суфийские школы – тарикатов ясавийа и накшбандийа. В этом контексте неудивительно, что представитель суфийского тариката Рамзан Кадыров со свойственным ему пафосом называет Рустама Минниханова своим «СТАРШИМ БРАТОМ».
Одним из течений религиозно-философской мысли конца XVIIIв. в Поволжье являлось направление полусуфийского и полусалафитского содержания, основным представителем которого был Габдрахим Утыз-Имяни. Последний очень высоко отзывался об известных суфиях и при этом резко критиковал салафитских лжешейхов и их приспешников. В этом заключается разница между классическим салафитским движением и его проявлениями в среде поволжских мусульман.
Знаменитый татарский историк, педагог, этнограф и просто хороший человек Шигабутдин Марджани (1818-1889) также являлся шейхом суфийского тариката нашкбандийа. Марджани и его сторонники по сути стали родоначальниками так называемого джадидизма – общественно-политического просветительского движения среди мусульман России. Джадидисты выступали за распространение европейского просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин. Даже в современных исламских странах риторика тогдашних джадидистов способна вызвать шок и гнев вплоть до объявления джихада. Что уж говорить о временах столетней давности, когда от поволжских "реформаторов" срали кирпичами что в Турции, что в Туркестане.
В это же время в Волго-Уральском регионе бытовало еще одно религиозное течение, которое наоборот было сильно привязано к исламским традициям и любое отступление от них расценивало как однозначный харам. Последователей движения звали «кадимистами», то есть традиционалистами. Риторика движения предсказуемо расценивалась (и расценивается до сих пор) как салафитская, однако большинство кадимистов являлись членами суфийского тариката накшбандийа. Как не сложно догадаться, между двумя религиозными школами десятилетиями шел нескончаемый срач, продолжавшийся до самой Революции 1917 года. Характерно, что правительство Российской империи в споре двух школ почти всегда занимало сторону кадимистов, выступая против «европеизации» поволжских мусульман.
Спустя столетие положение вещей в регионе не сильно изменилось. Соответственно, мантры о возрождении «традиционного ислама» в Поволжье следует воспринимать прежде всего как возрождение традиций суфизма и, как следствие, джадидизма.