Size: a a a

2020 February 12
Groks
Американская FTC -- тамошний главный антимонопольный орган — потребовала от пяти компаний (Alphabet, Amazon, Apple, Facebook, Microsoft) раскрыть за 10 лет (с 1 января 2010 года) все детали всех (а не только крупных) сделок по приобретению других компаний, причём не только финансовые подробности, но и цели сделок. Смутные слова о том, что FTC не исключает принятия мер, имеющих обратную силу, всерьёз воспринимать не стоит: там понимают, насколько трудно проворачивать фарш назад. Но вот главная цель: разобраться в реальных, а не декларируемых мотивах приобретений и усовершенствовать регулирование, чтобы большим было сложнее съедать маленьких конкурентов — вполне достижима. Ну и в процессе нас ждёт много интересных сюжетов, которые попадут в прессу ;)
А ещё я представляю, как напряглись те стартапы и инвесторы, которые как раз рассчитывают на покупку крупняком и быстрые деньги, а не на долгую конкуренцию с непредсказуемым результатом. https://techcrunch.com/2020/02/11/ftc-to-examine-every-acquisition-by-alphabet-amazon-apple-facebook-and-microsoft-in-2010-2019-over-antitrust-issues/
источник
2020 February 13
Groks
groks
Сейчас на рынке происходят фундаментальные изменения в стратегии ценообразования, не имеющие прецедентов во всей истории экономики. Цены на товары в онлайн магазинах могут меняться в зависимости от времени, места проживания клиента, его истории покупок и множества других факторов. Подобное происходит и в «реальном мире» — cтоимость банки газировки в торговом автомате может меняться в зависимости от температуры снаружи.

Продавцы максимизируют свою прибыль, изменяя цены на товары в зависимости от огромного объёма данных о своих покупателях. К примеру, более платежеспособным клиентам сайты показывают более дорогие товары. Такого рода манипуляций существует огромное множество. Более того некоторые предприятия отслеживают цены конкурентов и специально снижают стоимость своих товаров, чтобы предоставить клиенту более выгодное предложение.

Идеальная цена — та, что сможет извлечь максимальную прибыль из кошельков потребителей. Именно это становится целью всё большего числа расчётливых людей, многие из которых – экономисты, бросившие учёбу ради Кремниевой долины. Ваше принятие решения о покупке — тщательно спланированный социологический эксперимент. Но к этому явления привела наша привычка сравнивать цены онлайн. Возможность узнать цену любого товара в любое время и в любом месте дала нам, потребителям, столько привелегий, что продавцы, в отчаянных попытках вернуть себе преимущество или хотя бы избежать исчезновения, теперь следят за нами с той стороны экрана. Теперь уже они сравнивают покупателей.

«Если рынок – это война между покупателями и продавцами, как писал французский социолог XIX века Гэбриел Тард, тогда цена – это перемирие».  Может ли интернет, чья прозрачность должна была пойти на пользу потребителям, заниматься противоположным? На этом месте хочу поделиться переводом великолепной статьи на The Atlantic с громким названием «How Online Shopping Makes Suckers of Us All».

https://geektimes.ru/post/288628/ #грок

Рекомендация: «MakeRight» - сервис ключевых идей из книг о бизнесе, саморазвитии, науке и личной эффективности. Каждую неделю редакторы канала @makeright просматривают более сотни нон-фикшн книг и отбирают для своих читателей только самое лучшее. Подписывайтесь на @makeright.
Пару лет назад гипердинамические цены в Amazon казались возмутительными, но сейчас это повсеместная норма. В подтверждение этого тезиса хочу поделиться историей в NYT про туроператоров, чьи алгоритмы сканируют новости, прогнозы погоды, тренды в Google, соцсети и многое другое, в зависимости от чего варьируется стоимость путёвок. «Did the singer and rapper Lizzo just announce a concert tour? The system may anticipate a spike in demand at hotels in cities on her tour and raise rates there. Have hurricanes been in the news? Flight prices may need to come down to entice travelers to tropical locations». Так цена перелёта из Нью-Йорка в Лондон может меняться до 70 раз всего за два дня.

https://www.nytimes.com/2020/01/27/business/cheap-airfare.html
источник
2020 February 14
Groks
Прочитал огромный материал управляющего партнёра венчурного фонда Xploration Capital Евгения Тимко про главные венчурные (и не только) итоги 2019 года. Cмущает только столь однозначная интерпретация отношений между Сбербанком и Яндексом, но понаблюдать за крупными событиями прошлого года в ретроспективе было весьма интересно. В общем, прочитал и вам советую.

https://vc.ru/finance/105043
источник
2020 February 16
Groks
Когда я комментирую финансовое положение той или иной компании, то в качестве обратной связи часто слышу нечто похожее на «самодовольный автор решил, что он умнее инвесторов». С теми, кому авторитетность информации важнее её сути, хочу поделиться мнением Чарльза Мангера — партнёра Уоррена Баффетта. Он говорит, что профицитный план Убера на основе adjusted EBITDA «is inaccurate and ridiculous». А по поводу рынка в целом он добавил: «lots of troubles coming because of too much wretched excess».
источник
2020 February 17
Groks
В прошлую пятницу Яндекс опубликовал годовую отчётность. В группе компаний всё стабильно. Консолидированная выручка увеличилась на 37%. Бизнес успешно движется по пути диверсификации — за пять лет доля непрерывно растущего сегмента рекламы упала с 94% до 69%. Но самое интересное для меня — новые данные по такси.

Грег Абовский заявил, что бизнес онлайн-заказа такси был прибыльным в течение всего года. Впервые озвучены цифры по беспилотникам: 1.5 ярда рублей инвестиций в 2019 и 110 автомобилей во флоте. Выручка всего сегмента с учётом еды почти удвоилась — рост с $310 млн до $614 млн. Adjusted EBITDA вышла из минуса в $71 млн и дошла до $46 млн. И это при том, что расходы по беспилотникам равны $24 млн.

Для сравнения: общая маржинальность AE составляет 2%, у Убера — минус 15%. Инвестиции в беспилотники почти соразмерны: 3.9% от выручки у Яндекса против 5% от выручки у Убера. Однако я заметил существенную разницу по cost of revenue. У Убера эти косты составляют 51% от доходов,  а тот же показатель у Яндекса равен 31%.

К сожалению, Яндекс не публикует данные по другим статьям расходов, но если мы возьмём разницу в 20% по cost of revenue, то она не превратит AE Убера в плюс. Значит, как минимум, по SG&A Убер тоже менее эффективен. А я думаю, что и по O&S тоже, хотя бы потому, что у Яндекса свои карты. В общем, в плане операционки Уберу есть много чему поучиться у наших соотечественников. Viva la Yandex! #мысливслух

https://ir.yandex/news-releases/news-release-details/yandex-announces-fourth-quarter-and-full-year-2019-financial
источник
2020 February 19
Groks
Рубрика занимательных статистических фактов за последнее время #аналитика:

• Amazon стала крупнейшим рекламодателем в мире, отняв этот титул у P&G. В 2019 году корпорация Безоса потратила на рекламу $11 млрд, что составляет примерно 2% мировых рекламных расходов.

• Bloomberg говорит, что Instagram принес Facebook $20 млрд выручки. Это четверть всей выручки Facebook и больше чем у YouTube — в 2019 году сервис принес материнской компании Alpahbet  $15.1 млрд.

• В ноябре я писал про Disney+, который за сутки набрал более 10 миллионов подписчиков или 15% от базы подписчиков Netflix в США. Сейчас у Disney+ уже 28.6 млн подписчиков, со слов CEO конгломерата.
источник
2020 February 22
Groks
Забавный график, свидетельствующий о дискриминации роботов. Результативность необозначенных чатботов сопоставима с уровнем профессиональных продажников и они в 4 раза эффективнее неопытных сотрудников с точки зрения стимулирования покупок. Но если идентичность чатбота обозначена до начала диалога с клиентом, то продажи падают на 80%.

https://www.fox.temple.edu/wp-content/uploads/2019/07/AI_chatbot.GBM_.pdf #аналитика #боты
источник
Groks
Я не особо слежу за законотворчеством в контексте искусственного интеллекта, однако мне помнится, что после дилеммы с Google Duplex в США было принято решение обязать ботов сообщать людям о том, что они боты. Когда-то я писал, что контактные центры за год обрабатывают порядка 268 миллиардов звонков и это стоит около $1.6 триллиона. На минуточку, глобальный рынок рекламы раза в два меньше. А теперь задумайтесь, каким огромным квази-налогом является решение этической проблемы ботов...
источник
2020 February 25
Groks
На Wired повстречалась любопытная история про Kangaroo — так и не успевший появиться на свет конкурент Netflix. Проект изначально разрабатывался силами BBC, после к нему присоединились ITV и Channel 4, но в итоге местный ФАС загубил сервис, походу толком непонимая, что такое «video-on-demand industry». Регулятор пошёл против родной госкомпании и если кого-то в этом сюжете восхитила самодостаточность и непредвзятость отдельных органов власти, то сам же BBC обвиняет Sky (дочка Comcast) в лоббировании решения антимонопольной комиссии. Как бы то ни было, Великобритания осталась в проигрыше.

https://www.wired.co.uk/article/bbc-netflix-rival-failure
источник
2020 February 26
Groks
источник
Groks
Крайне не хочется поддерживать пропаганду медиасферы про коронавирус, однако мне повстречались интересные данные от Statista, которыми я не могу не поделиться с вами. Но всё же хочу подчеркнуть, что эти данные не про масштаб эпидемии, а про масштаб пессимизма касательно данной темы. В Q1 2020 аналитики прогнозируют сокращение поставок смартфонов на 10%, ноутбуков — на 12%, умных часов — на 16%.

Есть вероятность, что среди крупных производителей электроники меньше всего пострадает Samsung. За последние годы компания перенёсла большую часть своего производства во Вьетнам, а последний завод по производству смартфонов в Китае закрыла ещё в 2019 году. В общем, цифры я засёк, дабы в будущем сравнить прогнозы с реальностью.  

Также стоит отметить, что глобальная истерия некоторым пошла на пользу и в сложившийся ситуации появились конкретные выгодоприобретатели. За первые две недели февраля отсиживающиеся в своих домах китайцы подняли загрузки игр и других приложений в Поднебесной на 40%, согласно AppAnnie. Доходы от игр выросли на 12%.

https://www.statista.com/chart/20894/estimated-impact-of-the-covid-19-outbreak-on-global-tech-shipments/ #аналитика
источник
2020 February 27
Groks
Стремясь стать более прозрачной компанией, Netflix рассказал, какой контент был снят с показа из-за требований правительств. У нас подобные ограничения вызывают шквал критики, но мне было интересно узнать, что запреты на показ случаются даже во вполне себе свободной Новой Зеландии, неговоря про другие страны.

https://www.newsweek.com/netflix-movies-shows-pulled-government-demands-1486328
источник
2020 February 28
Groks
Бенедикт Эванс, партнёр венчурного фонда A16Z опубликовал очередную большую презентацию с макроэкономическими трендами в технологической индустрии. И, знаете, она мне показалась интереснее таковой от Мэри Микер. В отчёте Эванса больше последовательной мысли, нежели набора всеразличных визуализированных данных.

Тезисно что-либо выделить трудно. Лучше каждому ознакомиться с презентацией самостоятельно, особенно с разделом про регуляторику. Поделюсь только цитатой Марка Андриссена, которая принудила меня порефлексировать: «Every failed idea from the dotcom bubble would work now».

https://www.ben-evans.com/presentations
источник
2020 February 29
Groks
Интересно наблюдать за развитием проекта с русскими корнями по прогнозу и анализу трендов  — Signum.ai. Не так давно я уже писал про них. Из закулисья команда поделились новостью о достижении отметки в 1100 клиентов и ростом выручки на 35% уже 6-й месяц подряд.

Их система ИИ в режиме реального времени анализирует более 300 тысяч площадок (форумы, блоги, аккаунты в соцсетях) и отслеживает зарождение новых тенденций. Например, платформа может спрогнозировать, какие товары, рынки или компании будут в тренде в следующем месяце.

Тут ML технологии сосредоточены не на красоте повествования, а на ценности содержимого. Советую вам всем посмотреть на Signum.ai и поддержать отечественного производителя своим любопытством.
источник
2020 March 02
Groks
Наблюдать за империей Сона становится всё интереснее. На один SoftBank приходится половина выпущенных японских корпоративных облигаций. Долгосрочная задолженность конгломерата превышает $123 миллиарда, ещё почти $14 миллиардов отложенных налоговых обязательств, а денег на руках всего $35 ярдов.

Срок некоторых бондов исполнится лишь в 2043 году. Однако в течение следующих трёх лет созреют две крупных порции долга и корпорации придётся выплатить около $18 ярдов¹. Налички вполне себе хватает на все нужды, но недавно SoftBank заявил, что хочет одолжить ещё $4.5 ярда, заложив телекомный бизнес. И мне стало очень любопытно — зачем?

Новые долги по всей видимости необходимы для совершения обратного выкупа акций на $20 ярдов, которого требует основатель хедж-фонда Elliott Management Пол Сингер, владеющий заметной долей в SoftBank.
Стоит сказать, что Пол — знатный боец в акционерных прокси-битвах. Например, на днях ещё узналось, что он хочет выдворить Джека Дорси с поста CEO Twitter.

Возвращаюсь к SoftBank. Мы знаем, что компания умеет зарабатывать приличные деньги. Чистая прибыль значительно сократились лишь в 2019 году из-за выкупа доли в WeWork. Но если мы посмотрим на структуру операционной прибыли 2018 года, то на 15 слайде увидим, что почти половину этой прибыли обеспечил Vision Fund.

То есть венчурный фонд Сона внёс существенный вклад в доходность его империи. Возникает вопрос: несколько лет назад стабильный SoftBank запускал фонд ради покорения новых вершин или фонд запускался для стабилизации SoftBank? Ответа мы не знаем, но в последнее время портфель фонда вызывает всё больше сомнений. И, что более важно — рушатся планы Сона по Vision Fund II.

Отсюда возникает другой вопрос: как долго SoftBank теперь сможет сводить дебит с кредитом без нового венчурного фонда? #мысливслух
источник
2020 March 04
Groks
groks
Хочу поделиться духоподъёмными историями про Туту.ру, Моторику, 2ГИС, iSpring и Promobot. Особенно радают последние три, потому что это компании экспортёры, а истории их региональные из Новосибирска, Йошкар-Олы и Перми. Урбанисты с социологами спорят, но я ратую за децентрализацию экономики.
Прочитал замечательное интервью с основателем Битрикса Сергеем Рыжиковым. Калининградская компания является разработчиком одной из самых популярных платных CMS в мире, а 50% её выручки составляют экспортные продажи. Люблю такие истории.

https://vc.ru/story/108387
источник
Groks
groks
Будучи непогружённым глубоко в контекст, мою полуночную писанину про Uber читать наверняка было трудно и не интересно. Поэтому я написал статью, где подробно рассказываю о том, как компания манипулирует финансовой отчётностью.

https://vc.ru/finance/105854
Я перевёл свою писанину про Uber на английский и она вошла в топ /r/finance, а сейчас разносится по другим сабредитами. Будет круто, если те из вас, кто есть на Medium поплюсуют и пораспространяют статью, дабы запустилась виральная машинка другой платформы. Спасибо.

https://www.reddit.com/r/finance/duplicates/fdfoo1/how_uber_flawlessly_manipulates_with_numbers_in/
источник
Groks
Многие сообщили о неработающей ссылке. Выяснилось, что reddit.com/r/finance не показывает контент внутри себя для незарегистрированных пользователей. Поэтому даю ещё ссылку сразу на Medium.

https://medium.com/@ipestov/how-to-lie-with-statistics-in-case-of-uber-earnings-report-860c1b6ca799
источник
2020 March 06
Groks
groks
На Washington Post появилась любопытная история про HireVue — систему, которая оценивает кандидатов на работу по видеосвязи, анализируя их внешний вид, речь и повадки. HireVue уже использует крупнейшие мировые компании, а некоторые университеты учат студентов, как правильно общаться с бездушной машиной, дабы заполучить больше баллов на собеседовании.

Однако группа исследователей утверждает, что алгоритмы HireVue – это лженаука. Мол справедливо ли вообще оценивать соответствие компетенций человека для требуемой должности, на основе получасового наблюдения за ним по вебкамере? А HireVue на это ответил тем, что их алгоритм намного объективнее, чем порочные метрики белковых рекрутеров, чьё мышление есть «ultimate black box».

Ведь люди зачастую отказывают кандидатам из-за неподобающего по их мнению внешнего вида, обращая внимание на неначищеные туфли или на незаправленную рубашку. А результаты использования HireVue уже есть и они впечатляют. В частности сеть отелей Hilton свидетельствует о сокращении среднего времени найма сотрудников с 6 недель до 5 дней.

Правда первое впечатление не всегда соответствует действительности. Возможно, в будущем тот же Hilton ещё посетует на качество кадров. А чей «чёрный ящик» чернее — вопрос жутко интересный. Буду наблюдать.

https://www.washingtonpost.com/technology/2019/10/22/ai-hiring-face-scanning-algorithm-increasingly-decides-whether-you-deserve-job/
Несколько месяцев назад я вам рассказывал про ИИ систему, которая оценивает кандидатов на работу по видеосвязи. А сейчас мне повстречался рассказ про компьютерную игру для тестирования будущих сотрудников. Называется она Imbellus и уже используется в McKinsey. То есть, чтобы попасть в крупнейшую консалтинговую компанию вам, вероятно, придётся сажать виртуальные кактусы на виртуальном острове. Вот такие вот нынче технологии в HR.

https://vc.ru/hr/105960
источник
2020 March 09
Groks
Рубрика занимательных статистических фактов за последнее время #аналитика:

• При бурном росте рынка умных колонок доли Amazon и Google сокращаются, темпы Baidu, Alibaba, Xiaomi кратно опережает американских производителей. Необычно ещё то, что увеличивается и доля Apple в данном сегменте.

• Более чем на 763 млн мобильных устройств во всём мире заблокирована реклама, причём в основном с помощью мобильных браузеров с блокировкой по умолчанию. Это рост на 64% с 2016 года, согласно PageFair.

• В 2019 году Mail.ru Group стала третьим по доходам разработчиком мобильных приложений в Европе, опередив Rovio (владелец Angry Birds). На втором месте — отечественный Playrix. Класс!
источник