С одной стороны, Луу тоже указывает, что каждый по-своему понимает что такое essential, а что -- accidental complexity, но с другой -- что Брукс противоречит сам себе, в одной части утверждая, что essential complexity составляет не менее половины, и потому увеличение производительности может быть только в 2 раза в лучшем случае, а в другом месте пишет, что за 40-то лет можно поднять производительность в 10 раз. Как так -- непонятно.
Я всегда это воспринимал так: В любом решении есть 1/n неотделимой сложности а не конкретно 1/2 или 1/10. При этом количество проблем и их пересечений на проект в среднем тоже растёт. То есть объём работы растёт экспоненциально, а расчистка от всяких второстепенных сложностей даёт только линейный прирост. Чтобы скорость разработки росла в условных проектах/год продуктивность должна расти ну точно быстрее чем линейно.
Возможно это всё наслоения в моей голове, так как оригинал читал очень давно. А возможно это следствие прочтения целиком со всеми историями из жизни OS/360, без которых формируется другой контекст.