Демонстративное потребление
Вы заметили, что (не смотря на все еще возникающие периодически скандалы с отдельными чиновниками) демонстративное потребление как таковое начало сходить на нет? По крайней мере местами.
/далее выношу из комментариев к
посту @vladzely в фб/
UPD: чуть подправил формулировки для точности
Демонстративное потребление постепенно отходит на второй план, на первый выходит потребление эгоистическое (приватное), чисто для себя. Мне (нам) все равно, сколько человек осведомлено о нашем текущем комфорте, главное что я (мы) его чувствую. Достаточно посмотреть на то, как одеваются и на чем ездят молодые люди. Даже геометки на инстаграммных историях стали постепенно пропадать. Да, я чиллю где-то на пляже, но этот пляж в равной степени может находиться в краснодарском крае или на Мальдивах.
Помимо этого, сама по себе демонстрация чего-либо поменяла конечную цель. Показательно здесь отношение условных зумеров к инсте. Для них это инструмент не визуального закрепления социального статуса, а скорее «фиксации current state». Способ обозначить собственное существование и свое место в глобальном контексте. Это такая аватаризация — если твоего персонажа нет в игре то получается ты в нее не играешь. Никто не будет всерьез коммуницировать с игроком без развитого персонажа. Поэтому то, что происходит с тобой и то, как ты это показываешь — часть твоей идентичности. Точнее даже то, что и как ты выбираешь показать.
В такой реальности, действительно, легко спутать демонстрацию потребления с «прокачиванием перса»
Я фоткаю эти устрицы чтобы показать что у меня есть деньги на устрицы, или потому что я очень люблю устрицы и хочу, чтобы любовь к морепродуктам была частью моей идентичности? Чтобы мои друзья, которые тоже любят этот ресторан поставили мне лайки? Чтобы через год соцсети напомнили мне про «этот день» и я еще раз порадовался за себя?
Вообще я бы сказал что (на мой взгляд) на место демонстративному предметному потреблению приходит демонстративное потребление идеологий 😉
Активная политическая и идеологическая позиция в сетях выполняет те же социальные функции что фотки яхт и мерсов у поколения бумеров:
1. Я принадлежу к определенному социальному кругу и должен это зафиксировать
2. Я являюсь носителем социально одобряемых взглядов и ценностей, которые позволяют мне занимать более высокие места в иерархии.