Переслано из Изумрудный 🇮🇪 остров
Не помню, упоминал или нет, но прошлой осенью приобрёл себе проездной на электричку. Это такая специальная схема
льготных билетов. Покупаются они не напрямую, а всегда через работодателя, контрактом на год. В теории можно на месяц чуть дороже, но не слышал ни об одном работодателе который такое бы делал - сами понимаете, возня с бухгалтерией, выгода сомнительная. А вот на год - пожалуйста.
Год - большой срок. Я рассчитывал, что зарубежные командировки, отпуска и т.п. сделают этот билет сильно менее выгодным. Да даже без этого выгода весьма незначительная, а контракт, что называется, "кабальный", отменить нельзя (наверное при увольнении он отменяется, но это неточно). Ещё за год люди могут переехать в новое жильё, сменить работу (и офис будет в другом районе) и т.п. и такое отсутствие гибкости разочаровывает.
Несмотря на то, что я принял решение "попробовать, как пойдёт", решил подсчитать с точности до копейки, сколько же я на этом сэкономлю/потеряю. Завёл табличку в google spreadsheets(!) и каждый день заносил траты на транспорт. В случае электричек вносил "ожидаемую трату при оплатой leap card как если бы проездного у меня не было". Ну и автобусы/трамваи тоже вносил (на них мой проездной не распространяется). Их вносил ради того, чтобы понять, а имел ли смысл брать тот, что на все виды транспорта (дороже, €1950), могла ли от этого быть теоретическая выгода (заодно отсутствие головной боли выбора, садиться ли в автобус, который уже вот он или поезд, которого ждать, но едет он быстрее).
Стоимость моего годового проездного - €1450, или €120.83 в месяц. Но - деньги вычитаются из доналоговой зарплаты (сумма фигурирует в выписке), поэтому можно прикинуть (примерно), что каждый месяц мне обходится в 48% от этой суммы или в €58.
Итак, поделюсь своими накопленными данными! В планах было это сделать в сентябре (статистика за 11 месяцев и принятие решения о продлении или нет). Но получается, что смысла тянуть уже никакого нет, можно и сейчас, за полгода.
Если бы проездного у меня не было, и я также бы ездил на электричках каждый день на работу с октября, то получилось бы (без учёта другого транспорта): октябрь - 107.7, ноябрь - 103.2, декабрь - 113.8, январь - 94.1, февраль - 33.6, март 51.4. Выгода, соответственно (вычитаем 58), октябрь +49.7, ноябрь +45.2, декабрь +55.8, январь +36.1, февраль -24.4, марта -6.6 Как видим, с октября по январь выгода очевидна, февраль сильно в минус из-за командировки. Март просел из-за карантина, хотя получилось не прямо ужас-ужас.
На остальные виды транспорта я потратил совсем немного, не более ~€50 (за все шесть месяцев) суммарно, поэтому думаю, можно забить, более дорогой проездной за эти шесть месяцев мне бы обошёлся в +€133.
В общем, за первые полгода мой проездной "сэкономил" мне €155, что само по себе вообще не вау. Но теперь ситуация изменилась, от ближайшего будущего ожидание такое, что ездить будет некуда, так что эта выгода "сгорит", увы. Конечно, буду пытаться проездной за следующие полгода вернуть (ситуация неординарная же!), но особого успеха не ожидаю, транспортные компании тоже можно понять, они несут убытки (сейчас ездят пустые, так как ездить им всё равно надо). Ну и мой убыток в пару сотен евро всё же ерунда по сравнению с людьми, застрявшими где-то в тысячах километрах от Родины с отменёнными рейсами, вынужденными непонятно как обходными путями добираться домой. Эта история всё ещё не закончилась(!). А те, кто из-за кризиса
остался без работы/бизнеса - это вообще несравнимая потеря. 😱
Вывод: очень сомнительная схема этот tax saver. Главная причина в отсутствии гибкости. Если бы я жил в полутора-двух часах езды от своей работы, тогда да, разовая поездка была бы сильно дороже, проездной был бы выгодным чуть ли не вдвое. А у меня выходило примерно "тоже на тоже". Я бы предпочёл купить более дешёвый "более ограниченный" по зонам билет, но такой возможности не было и нет. 🤷♂️
P.S. Берегитесь общественного транспорта, этого рассадника заразы. 😃
@emerald_isle