Несколько лет назад я столкнулся в Екатеринбурге с мнением, как оказалось, массовым: "Если ничем не пахнет, значит чисто". Речь о воздухе.
На контрасте с Челябинском, Нижним Тагилом или Магнитогорском, где смог, запах коксохима и прочей гари, можно уверовать, что Екатеринбург счастливо избежал экологических проблем. Разговоры о сверхзапыленности города бесполезны, пока не случится очередная пыльная буря (чёрный снег, тонны копоти на окнах и подоконниках, конечно, для скептика с Урала не аргумент).
За последний год ситуация резко изменилась. В Екатеринбурге еженедельной новостью (даже зимой) стала "Нечем дышать". Смог, пожары, дымка, вредные примеси - непрекращающийся новостной фон города (по крайне мере, в телеграм-каналах местных СМИ). Жители городского многоэтажья сталкиваются с этим всё чаще, особенно если решили поселиться на "экологически чистой" окраине города.
"Не можем открыть окна - гарь" - это новости прошедших выходных и выходных неделю назад. Не исключено, что люди стали изнеженными, реагируя на то, на что на Урале привычно закрывали глаза. Быть экологистом нынче модно. С другой стороны, пожаров в 2021 году было феноменально много, а запах гари в центре Екатеринбурга ощущается последние дни отчётливо. Проблема есть и о ней необходимо говорить. А ещё важнее - искать причины и предотвращать дальнейшее усугубление ситуации.
Я не специалист, поэтому озвучу не более как гипотезы некоторые свои наблюдения.
1) Город буквально отгораживается от окружающих его лесов плотной многоэтажной стеной. Оглянитесь на восточную границу города - вдоль шарташского лесопарка, вдоль улицы Рассветной и далее по кромке ЖБИ растут эти стены. Восточные ветра, перестают приносить в город свежий воздух, а западные выдувать, упираясь в это нагромождение. Такая же история на Уралмаше и Эльмаше, в Юго-Западном и Академическом. Каменный мешок настоящий, без метафор.
2) Хаотичная, а значит бездумная, застройка города нарушает движение потоков воздуху. Замечали ли вы, сколько мест появилось в городе, где не просто дует, а сдувает? При этом пройдешь пару десятков метров - штиль. У меня такое место регулярно на пересечении Авангардной и Кировградской, где воткнутые многоэтажные бараки на месте малоэтажной довоенной застройки. Интересно, есть ли сейчас карта движения воздушных масс через город - не та теоретическая, на которой ещё и зелёный каркас нарисован, а реальная, позволяющая понять, почему гарь и пыль больше не выдуваются?
3) Зимой город в принципе отдаёт произведённое с большой неохотой в силу инверсии - малоподвижности воздушных масс, атмосферного давления и перепада температур. А что не отдает Екатеринбург? Например, всё производимое 450 тыс. единиц транспортных средств - выхлопы и мелкофракционная пыль из-под шипованной резины по вычищенным до сухого асфальта дорогам. А ещё все выбросы, производимые многочисленными миникотельными при новых ЖК (буду рад, если кто-то поделится данными, потому что часто можно услышать "они же угольные, а газовые, поэтому безвредные"). А ещё дымит-коптит частный сектор, разросшийся вдоль границ города. И, наконец, никуда не деваются выбросы предприятий, продолжающие работать в городе и приносные выбросы предприятий за пределами Екатеринбурга - в Верхней Пышме, Первоуральске, Арамили.
И это мы оставляем за скобками вопросы озеленения Екатеринбурга: здесь вердикт вынесен давно - полный капец! Также весомый фактор - управленческие механизмы: как должна быть выстроена работа контролирующих организаций и пожарных, чтобы предотвращать масштабные возгорания на территории региона и особенно вблизи города.
У меня нет иллюзий: Урал никогда не был местом для жизни, но только для работы, которая сопряжена с заводским производством и значит с сопутствующими выбросами и факторами загрязнения. Недаром же основатели горных заводов де Геннин и Татищев давали особые распоряжения о сбережении лесов вблизи запущенных казённых заводов.