[1/2] 🔮 Взгляд в будущее. В этой рубрике я рассказываю про события карты "
Корпоративный мир 20.35" и связанные с ними потенциальные сценарии. Кстати,
есть специальная версия карты, на которой я собираю ссылки, связанные с событиями и смотрю на пересечения с другими прогнозами.
———
Контекст: 2022 год. Цифровизация и переход в гибридный режим требуют массового дообучения и переобучения населения — намеренные усилия государства и других игроков приводят к "ликвидации цифровой безграмотности и уменьшению цифрового разрыва за очень короткое время, цифра становится образом жизни".
Здесь важно остановиться на понятии цифрового разрыва. По-простому, цифровой разрыв возникает, когда есть две и более группы населения, с существенно разным уровнем цифровой грамотности или доступа к цифровым сервисам. Обобщенно можно говорить о разрыве в доступности того самого "цифрового образа жизни". И такую рамку можно "примерять" как к сравнению государств или слоев населения внутри одной страны, так и
к компаниям.
Например, в середине прошлого года Forbes писал о том, как
пандемия не просто обнажила разрыв, но и ускорила его разрастание. В частности, оказалось, что проблема слабой обеспеченности школьников персональными компьютерами, одинаково актуальна что в России, что в США. Сюда же проблемы отсутствия интернет-покрытия в сельских районах (в США половина населения сидит на слабых устаревших сетях). Подробнее с темой можно познакомиться в прошлогоднем
отчете Европейского инвестиционного банка о росте цифрового разрыва в Европе и США.
———
🔮 Корпоративный мир. Разрыв между цифро-грамотными низами и олдскульными верхами. Рядовые сотрудники организаций осваивают цифровые инструменты быстрее и глубже руководящего состава, предпочитающего работать в старой управленческой модели.
Этот тезис кажется противоречащим общему контексту. Мы говорим о ликвидации разрыва, но я тут же говорю, что в корпоративной среде он имеет предпосылки нарастать. Начнем с предпосылок, а потом посмотрим на сценарии.
Переход в дистанционный или гибридный режим многим компаниям дался сложно. Сейчас мы уже видим его последствия по первым исследованиям и кейсам "возврата". Например,
исследование Microsoft о гибридном режиме показало, что существенно вырос разрыв в понимании и интерпретации происходящего между линейными сотрудниками и руководством. Грубо говоря, лидеры перестали замечать в удаленке страдания сотрудников, но при этом продуктивность сотрудников изматывающе выросла и большинству из них пришлось освоить новые инструменты взаимодействия.
Bloomberg отмечает критичный момент в индустрии: практически удвоилось количество сотрудников, стремящихся сменить место работы.
При этом множество компаний хочет вернуть сотрудников назад в офисы и тут встречает сопротивление: сотрудники
Apple в письме к руководству отмечают, что за время пандемии их не просто не слышали, но и буквально игнорировали. За это время они уже привыкли к удаленке, отвязанной от места работы, и видят это как более эффективный режим работы. Руководство компании же заставляет их вернуться в офис, а значит, и в прежние места обитания и распорядки дня. Если на это и есть реальные причины, то компания их очень плохо доносит.
Что мы в сущности наблюдаем? Линейные офисные сотрудники за время пандемии заметно выросли над собой прежними. Они научились работать с новыми цифровыми инструментами: зумы, дашборды, коллективное редактирование документов и таск-трекеры для них теперь новая норма жизни. Еще они научились лучше ценить свое время и совмещать его с личным пространством в более гибкой комбинации. Еще они устали и подгорели.