Можно ли считать, что душа Космоса, как нечто единое, присутствует во всех живых существах, подобно тому, как душа живого существа присутствует во всех его членах? Этого Плотин не утверждает. Можно предположить, что это было бы неверно по отношению к человеку. Ранее мы видели описание космической души как некой слепой силы, осуществляющей данные ей предписания. Но человеческая душа не такова. Она обладает разумом и свободой. Поэтому речь здесь должна идти не о душе Космоса, а о Божественной Душе. Именно она есть то единое и одновременно многое, что присутствует и в Космосе, и во всех живых существах, «есть здесь и там – и не иная, а та же самая». Все души, включая космическую, суть одна Душа, по-разному себя осуществившая. Сохраняя единство, она тем не менее разделяется в телах, давая им устроение. Здесь уместно спросить: почему же разные люди так различаются в своих мыслях и чувствах? Более того, как может быть одна душа у разумного и неразумного существа? Плотин на это отвечает, что различия возникают не из-за души, а из-за тела. Душа – одна, но существа, составленные из души и тела, – различны. Погружаясь в многообразие телесной жизни, Душа всюду проявляет себя по-разному.
Все эти рассуждения вновь обращают нас к мысли о главной задаче, стоящей перед каждым из нас. Нам нужно «вернуться к себе», обратиться к своей собственной душе. Это будет ничем иным, как обращением к Душе Божественной. То знание, которое присутствует в ней, присутствует и в каждом из нас. Наша задача – раскрыть его, перейти от возможного созерцания вечных сущностей к действительному. Но это есть путь к Уму и к Единому.