В США потихоньку разворачивается настоящая борьба с техногигантами. Сначала Байден
подписал указ, который ограничивает сделки поглощения со стороны крупных компаний – говорят, это было направлено, прежде всего, на Facebook, который любил покупать только-только зарождающихся конкурентов.
Но самое интересное началось после: говоря о дезинформации в отношении вакцинирования, президент
сказал, что такие компании, как Facebook, "убивают людей". Есть данные, что противники вакцинации опубликовали в "Фейсбуке", YouTube, "Инстаграме" и "Твиттере" посты, которые прочли более 59 млн человек. В США основная смертность (99,5%) – среди непривитых граждан.
Однозначно сказать, выльется это в ближайшей перспективе в какие-либо ограничивающие меры, сложно. Facebook говорит, что они не будут обращать внимание на высказывания, не подкрепленные фактами. Но отмечают, что несколько миллионов человек пользуются соцсетью для получения сведений о прививках. И с их стороны тоже есть
заявление, не подтвержденное фактами: "б
олее 2 миллиардов человек просмотрели авторитетную информацию о COVID-19 и вакцинах в Facebook, что больше, чем в любом другом месте в Интернете".
Пандемия нам показала, насколько соцсети превратились в информационные помойки. Различные американские аналитики-наблюдатели говорят, что Белый дом таким образом принуждает компании к более проактивной позиции – их не устраивает борьба с дезинформацией в текущем виде. И Facebook видится корнем зла, который коммерческие интересы ставит выше общественных, несмотря на то, что он, очевидно, стал своего рода социальной инфраструктурой.
Коронавирус очень многое изменил: сейчас нет времени думать о правах человека и заниматься убеждением антиваксеров. Сложные времена требуют сложных и непредставимых ранее решений с обязательной вакцинацией и поражением в правах. Со свободой слова ситуация тоже не такая однозначная: абсолютная свобода слова, какой хотят условные либерал-демократы, становится не столько благом, сколько инструментом убийства.
В США есть первая поправка, которая говорит, что государство не будет ограничивать свободу слова, и это создаёт сложности. Её убрать не получится – это снесёт всю институциональную конструкцию. Но есть возможность давить на техногигантов, которые могли бы более активно заниматься очищением своих
пространств от информации, опасной для жизни. Мы живём в медикалистском мире, и власть медицины над остальным будет усиливаться, ускоряться в своём развитии. Полагаю, это будет главным способом найти какую-то лазейку для ограничений, и наука может выступать главным цензором, производящим нормы.
Безусловно, и Facebook, и остальные будут сильно сопротивляться – им придётся за большие деньги строить отдельную архитектуру безопасности, чтобы алгоритмами не пользовались отрицатели коронавируса и прочие любители альтернативных способов вылечиться от хвори. Но раз уж есть такой поворот в человеческой истории, то придётся перестраивать и институты. Во всяком случае 1-2 поколения будут сопротивляться, а потом и к этому привыкнут.