Однако постепенно возникала иная культура и иная идеология -- совсем не
гуманистическая. То, о чем писали в XIX веке Кьеркегор, Ницше, Достоевский,
Маркс, постепенно становилось общественным явлением. Безудержное развитие
поэтического и прозаического языка на рубеже XIX-XX столетий имело своим
отражением возникновение не только лингвистической философии, но и "новояза"
-- от изысков времен НЭПа до современного "слэнга". Наконец,
экзистенциальная философия И литература, увлечение восточными учениями и
древней мистикой сопровождалось поиском "гносиса", священного, спасительного
знания о мире, его причинах и смысле нашего пребывания в нем.
Последние десятилетия это стало достоянием массовой культуры. Для того
чтобы узнать, чего боится современный "человек с улицы", достаточно
посмотреть фильмы, которые нравятся ему. Современный человек боится
собственного бессознательного, невозможности исчерпывающего контроля
внутренних своих начал. Он боится, что создаст существо, которое уничтожит
его же самого (мутант, робот, суперкомпьютер). Он боится, что существует
скрытая ложа космополитов, которая правит экономической и политической
жизнью, придумав ради оболванивания народных масс Интернет и СМИ. Он очень
опасается зловредности пришельцев, исповедующих абсолютно другие ценности,
чем человечество. Он не доверяет рациональным статистическим расчетам ученых
и предполагет, что землю в ближайшем будущем ожидает столкновение с кометой.
Иногда он начинает подозревать, что мироздание -- мираж, причем мираж,
созданный не магическими способностями некоего злого начала, а компьютерной
техникой. Наконец, он решает, что, вероятно, уже не существует, что на самом
деле он -- один из случайных, исчезающих образов, возникающих в бесконечной
дреме бога Вишну, отдыхающего на спине доисторического змея.
Как назвать наступающую эпоху? Пусть об этом заботится эпоха следующая.
Можно лишь предположить, что грядущий век будет в чем-то ближе древнему
восприятию мира с его магическим отношением к реальности и мистическим
ощущением присутствия Собеседника, предлагающего человеку загадки -- одну
интереснее другой.
Р. Светлов
Если действовать рационально и по-человечески, если спокойно подойти к
проблемам, стоящим перед лицом всего рода людского, и не вдаваться в эмоции
по поводу таких вопросов девятнадцатого века, как национальная безопасность
и местнический патриотизм, если мы поймем, что нашими врагами являются
совсем не соседи, а нищета, невежество и холодное безразличие к законам
природы, -- то все стоящие перед нами проблемы можно решить. Можно обдуманно
сделать выбор и в итоге избежать катастроф.
А. Азимов