Пишет читатель Кирилл: «Бывает, что поступает распоряжение от клиента, оунера продукта, заказчика — исполнить его „хотелку“, которая никак не вяжется с хорошим и правильным решением. Ты это понимаешь как дизайнер, но ничего с этим поделать не можешь, просто клиент хочет и всё. Как в таких ситуациях поступать, чтобы не навредить продукту и восполнить потребность клиента?»
* * *
Кирилл, знакомая история!
Бывает несколько уровней непонимания.
1. Самый простой уровень: вы с клиентом по-разному понимаете задачу или не говорите в терминах задачи.
На самом деле заказчик (или продакт-менеджер или с кем вы там работаете) не хочет плохого дизайна. Даже больше, заказчику вообще дизайн не нужен — ему нужно решить его задачу. Ему может быть нужен понятный продукт, за который люди платят. Или продающий лендинг. Или логотип, который передаёт ценности бренда. Вы с заказчиком хотите одного и того же.
Кстати, если вы работаете в продуктовой компании, то отношение к менеджеру продукта как к заказчику меня вообще смущает. Он тоже не должен вас воспринимать как исполнителя. Продуктовый дизайнер — это не оператор Скетча/Фигмы. И не декоратор, который наносит слой полировки на чужие идеи. Дизайнер не должен рисовать всё, что его попросят. Вы партнёры, вы вместе делаете классный продукт, вы вместе придумываете, каким он должен быть.
Поэтому первый вопрос: чего же именно на самом деле хочет ваш заказчик или менеджер? Да, он может просить «добавить красненького» или «поиграть со шрифтами», но какую задачу он этим пытается решить?
Например, заказчик говорит: «сделай прямо наверху большую зелёную кнопку».
Что имеется в виду: «хочу, чтобы больше посетителей лендинга конвертировалось в покупателей. В наших прошлых экспериментах большая зелёная кнопка работала лучше всего.»
Заказчик говорит: «Не надо белый фон на этом экране».
Что имеется в виду: «С нашим продуктом люди работают с 9 до 6 каждый день. Они говорили, что от обилия яркого белого фона у них очень устают глаза к вечеру.»
Дальше, когда мы добрались до реальной задачи и убедились, что понимаем её одинаково, можно уже обсуждать разные решения.
2. Уровень посложнее. Вы договорились о задаче и одинаково её понимаете, но у вас принципиально разные мнения о том, как её решать.
Мне кажется хорошим подходом всегда рассматривать несколько разных вариантов решения задачи, анализируя и обсуждая их плюсы и минусы. Многие дизайнеры хватаются за первое попавшееся очевидное решение, упрямо настаивают на нём и из-за этого не добираются до более интересных вариантов.
Когда у нас есть несколько вариантов, среди них надо как-то выбирать тот, с которым мы дальше пойдём.
Даже самые опытные ребята не знают заранее, что будет работать, а что нет. Иногда, конечно, можно просто взвесить все плюсы и минусы, оперировать аргументами. Но часто сделать выбор получается только после тестирования прототипов на людях. Или после эксперимента, А/Б-теста (см. пост про исследования:
t.me/desprod/337). Вот это и стоит обсуждать с заказчиком: как мы будем проверять гипотезы? Какое у нас есть на это время и какие ресурсы?
* * *
Что делать, если ничего из перечисленного выше не работает? Вы пытаетесь, но диалога не получается?
Иногда люди расходятся на уровне базовых ценностей. Возможно, вам просто не стоит с этим человеком или компанией работать? В мире полно других.