Большая редакционная статься от Barron’s
Неужели дефицит [товаров] испортит праздники?
В конце весны Barron’s сообщил о кажущейся «нехватке всего», вызванной
- резкими пандемическими сдвигами в потребительских расходах,
- в сочетании с просчетами компаний
- и прочими событиями.
Теперь наши разговоры с розничными торговцами, производителями, грузоотправителями и прогнозистами Уолл-стрит показывают, что предприятия учатся справляться с узкими местами, которые в следующем году должны наладиться, хотя и медленно.
Крупные розничные торговцы со сложными цепочками поставок, например Walmart (WMT), Target (TGT) и Costco Wholesale (COST) будут продолжать процветать, как и транспортные брокеры, такие как XPO Logistics (XPO), которые могут помочь небольшим компаниям догнать лидеров.
«Игрушечные гиганты» Mattel (MAT) и Hasbro (HAS) будут иметь преимущество перед более мелкими соперниками.
Покупателям будет легче найти игровые консоли Xbox One, чем PlayStation 5. Издатели видеоигр преуспеют вместе с GameStop (GME) - хотя, что это означает для его акций, зависит от охотников за мемами в Reddit.
Причин дефицита с начала пандемии было много и они разнообразны, но они делятся на несколько групп. Некоторые из них были действительно единичными случаями, как, например, посадка на мель корабля в марте, заблокировавшего Суэцкий канал, через который проходит 12% мировой торговли, или пожар на фабрике в Луизиане в августе 2020 года, остановивший производство хлора для бассейнов.
Большинство причин стали прямым следствием вируса. Произошел огромный сдвиг расходов с услуг на товары. По данным инвестиционного банка UBS, экспорт из Азии, где производится много потребительских товаров, подскочил на 20% по сравнению с экспортом из Европы и США. Для сравнения, за пять лет до появления вируса он увеличился всего на 1,5%. [Прирост в натуральных, а НЕ денежных показателях - это важно понимать для понимания причины аномального увеличения нагрузки на транспортную систему по линии Азия-США].
Вакцины должны были переломить эту тенденцию, но их внедрение было медленным и случаи заболеваний продолжаются до сих пор. В результате расходы на товары падают всего примерно на 1% в месяц с марта и остаются на 15% выше допандемического уровня.
Ожидается, что расходы на заводы и оборудование для производства микросхем в этом году вырастут более чем на 50% по сравнению с уровнем до пандемии, но дефицит там, вероятно, сохранится и в следующем году.
Начальник порта Лос-Анджелеса Серока сравнивает прибытие судов с тем, что водителей вытесняют с 10 полос движения до пяти. По его словам, производительность порта повысилась, но грузовики и склады не добавили такой мощности, как грузоотправители, поэтому разгруженные контейнеры находятся в порту 6 дней, а не 2, а у дверей складов - 7 или 8 дней вместо 3 или 4.
Транспортные компании изо всех сил пытались найти новых водителей. XPO Logistics, которая управляет собственной транспортной сетью и предоставляет брокерские услуги другим, ускорила выпуск своих автошкол.
Проблемы в цепочках поставок по-прежнему беспокоят инвесторов. В недавнем отчете о доходах Nike (NKE) снизила прогноз выручки частично из-за закрытия заводов во Вьетнаме. Акции потеряли 6% за день. Но есть также признаки того, что грядет облегчение. New Balance недавно сообщила аналитикам, что ее заводы во Вьетнаме могут вернуться к 60-70% мощности к середине октября по сравнению с 30-40% сегодня. Если есть один многообещающий индикатор на этом фронте, так это то, что число случаев Covid во всем мире и в США снижается с конца августа.