«Зеленая точка» станет красной – МТС выкупил оставшиеся 49% акций регионального ШПД-оператора.
Группа компаний «Зеленая точка» - один из крупнейших региональных операторов широкополосного доступа. Ее сеть охватывает 18 городов в 11 регионах. Кроме домашнего интернета и ТВ, оператор также владеет сетью общественного Wi-Fi (1 млн кв.м. покрытия). Абонентская база – 145 тыс. человек.
К покупке готовились несколько лет. Первый шаг был сделан в феврале 2020 года - МТС выкупил 51% акций за 1,37 млрд рублей у кипрских офшоров Achemar Holdings и Clarkia Holdings, которые владели «Зеленой точкой». И вот пришло время докупить остаток.
На развитие компании сильно повлиял Вымпелком. По сути, МТС таким образом просто отхватил часть бизнеса у Билайна. В 2014 и 2015 годах «Зеленая точка» выкупает у Вымпела сеть в пяти регионах (Липецкая, Белгородская, Томская области, республика Башкортостан и Приморский край). Позднее Билайн запустит на сетях ЗТ FVNO – виртуального оператора фиксированных сетей. Партнерство с Билайном продолжалось до последнего, но скорее всего с новым владельцем договориться не получится.
МТС активно наращивает ШПД, видя преимущество в слиянии фиксированных и мобильных сетей. Компания стремится создать гигабитную конвергентную сеть, в результате чего она сможет оставить позади всех конкурентов, оставшись один на один с государственным Ростелекомом. Но не все так гладко. Нельзя просто купить сеть и сделать рывок вперед. Ее еще надо модернизировать.
Если Липецк у «Зеленой точки» считается эталоном, то, например, в Уфе сеть проще построить заново, чем модернизировать. Компании придется прилично вкладываться в модернизацию. Следующим в очереди на выкуп стоит междуреченский РИКТ, который потребует не меньших усилий и средств.
Схема M&A, несмотря на затраты на модернизацию – правильный ход. Продавать конвергент можно уже сейчас, а до «эталона» сеть можно подтянуть попозже.
Пока что бренд «Зеленая точка» не ликвидируется. Компания остается отдельным юрлицом в группе. Взаимодействовать операторы будут по уже знакомой схеме FVNO – под лейблом МТС Home будет продаваться конвергент. Но со временем от бренда могут полностью отказаться, т.к. узнаваемость МТС намного выше.