Size: a a a

Классическая музыка

2017 October 08
Классическая музыка
источник
2017 October 09
Классическая музыка
Седьмая симфония – главное и самое успешное произведение Антона Брукнера. История создания симфонии не прошла без романтического мистицизма, который присущ многим композиторам того времени. По признанию Брукнера, первую часть симфонии ему продиктовал его друг во сне, уверив, что эта тема принесет композитору счастье и успех. И правда, начало симфонии – это самая сильная и насыщенная событиями мелодия. Вторая часть – траурный марш, музыкальная эпитафия Рихарду Вагнеру – величайшее симфоническое адажио. В траурных мотивах композитор всегда находит путь к свету и жизни, поэтому в финале адажио просветленно звучит первая тема, словно раскрывающая перспективы в бессмертие. Третья часть – борьба светлых сил с вакханалией сатаны. Зловещее веселье сменяют наигрыши деревянных духовых. Все проникается чистотой, свежестью, целомудрием. Четвертая часть симфонии объединяет все темы воедино, смешивая тени трагизма и свет катарсиса.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 10
Классическая музыка
Сегодня день рождения великого Джузеппе Верди – последнего композитора-романтика. За свою композиторскую жизнь, Верди подарил человечеству 26 опер, многие из которых до сих пор самые исполняемые во всем мире. Отдельные фрагменты из «Риголетто», «Аиды», «Травиаты» сегодня знает практический каждый, потому что они часто используются в поп-музыке, рекламе, кино. Да и во время жизни композитора его творения пользовались не меньшим успехом у народа. Существует даже комичная присказка, что Верди, во время отдыха в деревне, взял в аренду на лето у местных шарманщиков все их музыкальные инструменты, так как хотел отдохнуть от мелодий из «Риголетто» и «Трубадура», которые на них исполнялись. Со смертью Верди завершилась романтическая эпоха в музыке. Умер Верди – наступил ХХ век.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 11
Классическая музыка
Реквием – главное произведение В. А. Моцарта. Хоть мы и называем его «Реквием Моцарта», но большая часть этого величественно-горестного шедевра написана его учеником – Францом Ксавером Зюсмайером. Полностью созданный Моцартом фрагмент – «Requiem aeternam», а остальные части были восстановлены Зюсмайером на основании набросков венского классика. Например, в знаменитой Lacrimosa от Моцарта было лишь 8 тактов. Также в известном нам произведении отсутствует двойная фуга Amen, которая была задумана композитором... В общем до сих пор не утихают споры об аутентичности, по отношению к моцартовскому стилю, произведения. Но одно отрицать сложно – это гениальное произведение, которое потрясает своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью. Жаль только, что Зюсмайер, проделавший искусную работу, остался в тени…
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 12
Классическая музыка
«Гольдберг-вариации» – одно из самых философских произведений И. С. Баха. Это жизнь, идеальный мир, который будет всегда актуален. Задачи истинного искусства – это поиск Бога, осмысление мироздания и человека. Все это есть в произведениях Баха. В этой музыке закодированы ответы на вечные вопросы бытия. Музыка Баха – это мир, который не подвержен воздействиям внешних обстоятельств.  «В каждой музыке Бах, \ В каждом из нас Бог.», и тут можно добавить: музыка Баха – есть Бог, и в каждом из нас есть частица Баха. Послушайте сегодня «Гольдберг-вариации», возможно, жизнь станет лучше, во всяком случае этот вечер – точно.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 13
Классическая музыка
«Времена года» и Вивальди – для многих единое блюдо, где одного не существует без другого. Мало кто обращает внимание, что Вивальди написал еще сотни других произведений, и далеко не одинаковых, как подшучивают искушенные ценители классики. Почему какие-то произведения становятся классикой и проходят испытание временем? А потому, что именно в вечных шедеврах есть так нужные нам ответы на вопросы о жизни, смерти и смысле бытия. Может быть они и не очевидны, но воспринимаемы нами на уровне чувств. Так и с «Временами года». Это ведь не только о цикле природных сезонов, но и о жизни, где Весна – рождение и счастливые мгновения детства; Лето – молодость, страсть, любовь и первые разочарования, которые приводят к гневу, присущему молодым; Осень – зрелость, размеренность, мудрость и, в конце концов, Зима – закат жизни. Именно в этом фрагменте Вивальди отвечает на вечный вопрос о смерти. Концерт заканчивается мотивами тепла – предвестника весны – это тема перерождения, говорящая нам о вечном цикле жизни, о нескончаемом течении жизни. Ведь за зимой всегда следует весна…
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 15
Классическая музыка
«Серенада для струнного оркестра» Чайковского отдает дань классическому периоду в музыке, о чем свидетельствует «моцартовское» начало, проявляющееся в ясности, уравновешенности формы, легкости и прозрачности фактуры. Да и по собственному признанию композитора образцом для его струнной серенады была музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Вторая часть — Вальс — непременный для жанра серенады знак обращения к бытовому музицированию. Чайковский, однако, создает на этом «бытовом» материале музыку ослепительной красоты и безукоризненной формы. «Элегия» (третья часть) имеет отчетливо вокальную природу тематического материала. Черты фактуры вступления указывают на излюбленный Чайковским прием подражания церковному пению — струнные трактованы как «хор», а основная, напевная мелодия Элегии — это, конечно, романс; гениальная «песня без слов» в ряду других, созданных Чайковским. С другим обличьем бытовой музыки мы сталкиваемся в финале Серенады (с русской темой). «Русская тема» финала — это плясовая песня «Под яблонькой», пронизывающая весь материал финала. Так в безусловном шедевре гениального композитора, пусть и скромном по масштабам, слились традиции двух столетий русской и европейской музыки.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 16
Классическая музыка
Вторая симфония Рахманинова – величайшее достижение в мировой классической музыке. После провала Первой симфонии, который во многом был из-за вины выпившего Глазунова, дирижировавшим произведением тогда еще молодого музыканта (об этом мы писали ранее), Рахманинов потерял в себе композиторскую уверенность, в первую очередь как симфониста, но после долгих пересмотров своей работы закончил написание симфонии. Композиторский триумф на премьере Второй симфонии вернул Рахманинову веру в собственные способности. Особо стоит отметить 3-ю часть произведения – это, воистину, одно из самых красивых Адажио русской романтической музыки. «Так нежатся струи русской, прихотливо извивающейся степной речки…» (Б. Асафьев). Это мечтательная мелодия скрипок, которая побеждает неспокойный характер первый части, побочная партия которой вступает в конфликт с основной темой Адажио. Во второй симфонии музыка выражает не только переменную русскую погоду, но и политическую неразбериху, которая в то время поставила Россию на путь революции.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 17
Классическая музыка
Первый концерт для фортепиано с оркестром – самое удивительное и нежное произведение Фредерика Шопена. Можно сказать, что это музыкальное признание в любви родной Польше, ее природе и ее народу. Безмятежная музыка, полная созерцательных чувств. Сквозь музыкальную мысль «слышатся» голоса природы – шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели. А финал концерта, имеющий темы народной танцевальной музыки, символизирует веселые людские гулянья. Радостный характер основных тем, богатство фортепианных красок, виртуозная эффектность – все это определяет праздничный тон финала.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 19
Классическая музыка
«Адажио Альбинони» – одно из самых интересных произведений ХХ века. И не менее интересная мистификация. Композитор Ремо Джадзотто, опубликовав произведение, утверждал, что это музыкальная реконструкция, основанная на фрагментах партитур композитора барокко Альбинони. Сегодня это произведение известно всем именно под авторством Томазо, что является неправдой, так как стилистически она не имеет ничего общего с музыкой барокко. Напротив, она очень в духе эстрады ХХ века. На самом деле убедиться в том, что к Альбинони и его музыкальному стилю это произведение не имеет никакого отношения достаточно просто – нужно послушать любые произведения композиторов барокко (Баха, Скарлатти, Локателли и др). Поэтому единственный автор этой мелодии – сам Ремо Джадзотто, создавший этот миф с целью продвижения своей музыки. Ведь опубликовать якобы реконструкцию произведений известного классика куда проще, чем оригинальное произведение безымянного Джадзотто. Тем не менее, это одно из самых исполняемых, и не будем лукавить, красивых мелодий неоклассической музыки. Не зря ведь эта композиция часто используется в массовой культуре.
источник
Классическая музыка
источник
2017 October 20
Классическая музыка
Наверное, никто в музыке не осмыслил тему судьбы так, как это сделал Бетховен в знаменитой Пятой симфонии. В начале произведения судьба вовсе не «стучится к нам в дверь», а врывается, бесцеремонно объявляя свое главенство. Но Бетховен ведь не «серьезный композитор», как говорят многие, а очень даже комичный, и с судьбой он обходится также – шутит с ней и играет. Поэтому в финале первой части, которая вроде бы так грозно начинается, уже играют нотки юмора, будто бы человек Бетховен с самой судьбой попивает чай за веселым разговором. Симфония о том, насколько человеческий гений сильнее и важнее судьбы, смерти и прочих так пугающих нас вещей. В юморе и авантюрности у Бетховена всегда спасение, он готов и не боится играть и шутить с этими вещами.
источник