Режим повышенной готовности и режим ЧС вводятся при федеральном или межрегиональном характере угрозы – Правительством РФ, при региональном или муниципальном – органами госвласти субъектов. Только режим повышенной готовности вводится для предотвращения чрезвычайной ситуации, а режим ЧС – для устранения ее последствий. Иными словами, неэффективность первого режима повлечет введение второго.
При режиме ЧС граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС.
Однако в большинстве случаев ущерб необходимо доказывать в судебном порядке. А это расходы, время и нервы. Кроме того, оказание единовременной материальной помощи при ЧС носит точечный характер, компенсация не выплачивается каждому.
Помимо прочего работодатели получат право расторгать с работниками трудовые договоры без каких-либо дополнительных выплат (п. 7 ст. 83 ТК РФ).
Так помог бы нам режим ЧС? При режиме ЧС запретов стало бы больше. А вот предусмотренные меры поддержки вряд ли бы реанимировали экономику и улучшили положение граждан.
В законах нет указания на обязанность государства покрыть все расходы, убытки и издержки организаций и граждан во время ЧС.
В правовых актах о введении режима ЧС нет ни одного указания, что при ЧС граждане вправе не платить налоги, коммуналку и кредиты, а бизнес — не исполнять свои договорные обязательства. Откуда появилась идея, что при ЧС все обязанности аннулируются - вообще непонятно.