Технологическая неоригинальность Chia усугубляется другими, гораздо более мрачными обстоятельствами. За четыре года существования Chia Network Inc. не было создано ни одного готового продукта, имеющего хоть какую-то практическую ценность! Что неудивительно: у компании, инкорпорированной в Делавэре и расположенной в Сан-Франциско, 21 сотрудник, 16 из которых занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Но это еще не все. Пока ученые люди под предводительством Брэма Когана предавались науке, сама Chia Network бесконечно и безнадежна устарела. Вы не поверите, но пропускная способность сети Chia — от 11 до 14 блоков каждые 10 минут! Для сравнения: не менее устаревшая сеть Ethereum генерирует блоки от 8 до 40 секунд. Сеть BSC — каждые 3 секунды. На создание блока у сети Solana уходит 400 миллисекунд, и она может обрабатывать до 50 тысяч транзакций в секунду.
Это я называю только действующие и самые популярные криптосети, которые реально перемещают ежедневно криптоактивы на миллиарды долларов. На передовой технологических разработок уже есть блокчейны с еще большей скоростью.
Ради чего я мучаю читателя техникалиями? Ради важной мысли: «криптовалюта Chia», помимо того что является карликовым проектом, устарела еще до своего рождения. Когда 3 мая 2021 года состоятся — не прошло и четырех лет! — первые транзакции в сети Chia, это будет не то что не «убийца биткоина», а жалкая тень сетей, запущенных ранее и использующих точно такой же алгоритм достижения консенсуса (например, Filecoin).
Кстати, о Filecoin. Этот проект стартовал в октябре 2020 года, и сегодня его капитализация перевалила за 9 млрд долларов. При этом Filecoin, в основе которого лежит все тот же неуемный аппетит к «свободному пространству на жестких дисках», не оказал на мировую конъюнктуру рынка HDD и SDD ни малейшего влияния: сколько нужно дисков, столько их и производят.
Одним словом, читатель может спать спокойно и не закупаться ненужным компьютерным хламом: апрельский хайп, поднятый СМИ вокруг Chia, — это про удачную пиар-акцию, реализованную сотрудниками маркетингового отдела компании Брэма Когана, а не про грядущий товарный дефицит жестких дисков.