ТМ
🔎Казимир Малевич датировал «Черный квадрат» 1913 годом. Хотя достоверно установлено, что картина написана в 1915 году. Малевич подкорректировал год создания картины для демонстрации того, что идеи супрематизма зародились у него немного раньше.
🔎Первоначально картина называлась «Четырехугольник». И действительно, «Черный квадрат» не является прямоугольником – у него нет ни одного прямого угла.
🔎На выставке «0.10», где впервые был показан «Черный квадрат», Малевич повесил полотно на стыке двух стен. Александр Бенуа назвал картину «чудовищным кощунством», потому что она была размещена в красном углу (в домах православных христиан в красном углу стояли иконы). Однако Малевич не хотел оскорбить чувств верующих. Таким расположением он выделил значимость этой работы. Тем более, что в публичном месте красных углов не было.
🔎В 1929 году Малевичу было предложено отреставрировать «Черный квадрат», потому что сохранность картины была в ужасном состоянии. Художника также попросили написать копию. Информация про копирование держалась в секрете, потому что хранители хотели незаметно подменить копию на оригинал. Этого не произошло, однако копия написана все же была.
🔎Живопись «Черного квадрата» состоит из трех красочных слоев. Первоначальный представляет собой законченную кубофутуристическую картину. Поверх нее – незаконченная протосупрематическая композиция, которую художник покрыл лаком, а затем нарисовал черный квадрат.
🔎При помощи микроскопа на белом поле «Черного квадрата» в 2015 году была обнаружена надпись «Битва негров ночью», сделанная самим Малевичем. Эта надпись отсылает к шуточной картине Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», на которой нарисован черный прямоугольник. Именно по расположению этой надписи было установлено, что все это время «Черный квадрат» экспонировался в Третьяковской галерее вверх ногами.