ID:0
Рубрика #мюсли
Думаю, пора мне высказать свои мысли по поводу класса бизнес-идей типа разных маркетплейсов. Ну, когда есть две группы пользователей: покупатели и продавцы — а задача сервиса свести их вместе. Кто-то называет подобные проекты крайне сложными, я же считаю, что запускать маркетплейсы надо за 1-2 недели, резко и быстро проверять рынки — и переключаться на наиболее перспективные идеи как можно быстрее. "Fail fast" в собственном соку.
Кто только не писал разные эссе на тему площадок-маркетплейсов. Конечно, самые полезные и отрезвляющие очерки написали ребята из YC, но и они упустили одну крайне важную деталь, которую, опять же, упускают почти все на рынке. Разработка в 2020 году — это проще пареной репы, если правильно к ней подходить (например, не пытаться запустить сразу десяток функций, а сосредоточиться ровно на одной).
Главное в запуске своего маркетплейса:
1. Забыть о собственной прибыли до получения критической массы пользователей (никаких комиссий, внутренних платежей, продвижения объявлений).
2. Понять, что продавцам нужно увеличение количества клиентов, а клиентам поиск, сортировка и фильтрация продавцов. Никакие регистрация, арбитраж, контроль сделок и другие функции не нужны.
3. Минимизировать необходимость регистрации, верификации и других трений для обеих групп пользователей.
4. Запуститься за 1-2 недели и проверить, если ли спрос на решение.
5. Повторю еще раз: единственные две функции, которые вам нужны — это постинг своего объявления (с прямой контактной информацией) для продавцов и поиск\сортировка\фильтрация объявлений для клиентов. Список постов, поле добавления поста, поле поиска\сортировки\фильтрации. Заметьте, никаких регистрации, чатов, оплат, эскроу в этом списке нет.
Можете глянуть на Craigslist образца 2015 года (тогда там даже регистрации еще не было). Это тот самый маркетплейс для всего, что можно придумать. И он был сделан просто невероятно лаконично, он выполнял задачи для обеих групп: для продавца и для покупателя — при том, ни за что не брал деньги.
Этот пост я пишу для того, чтобы потом скидывать его всем, кто делится со мной идеями очередного маркетплейса для чего-либо. Не подумайте, что такого рода идеи плохие — некоторые маркетплейсы выстреливают прямо в разряд единорогов в течение нескольких лет. Просто вы никогда не угадаете, какой именно маркетплейс зайдет рынку в конкретный период времени. Поэтому если взялись за маркетплейсы — старайтесь максимально быстро завалидировать бизнес-гипотезу.
Если на валидацию (запуск продукта и набор первых пользователей с их обратной связью) у вас уйдет больше 2-4 недель, то вы валяете дурака, а не валидируете идею. Хотите "играться" в бизнес — играйтесь на здоровье. Но если вы хотите реально вырастить какой-то весомый продукт, запускайтесь быстро с ровно одной функцией. Если спроса нет — ничего страшного, вы потеряли всего лишь 1-2 недели на разработку и проверку бизнес-гипотезы.
Не перемудряйте маркетплейсы. Не проводите маркетинговые исследования по маркетплейсам — они требуют больше денег и времени, чем боевой запуск продукта, а сами исследования крайне часто ошибочны. Не думайте про конкурентов — поверьте, они все жадные и переусложненные. Не думайте на этапе запуска про проблему яйца и курицы — разберетесь с ней после.
Запустите уже этот чертов список объявлений с прямыми контактами и возможностью создавать, искать, сортировать и фильтровать эти объявления. Проверьте уже эту бизнес-гипотезу. У вас 2 недели на все про все. Дерзайте.
P.S., вам не нужно мобильное приложение. Сначала запустите просто сайтец для проверки спроса.
А как вы думаете, для чего покупателю могут быть нужны небольшие маркетплейсы? Какую потребность не могут закрыть гиганты типа Амазона и остальных?