Как заработает блокчейн или гчп наоборот
В эпоху цифровой экономики самым главным вопросом для государства станет создание новой социальной модели и сохранение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых не коммерческими и государственными компаниями.
Делать это будет сложно в силу двух обстоятельств, а именно глобальной конкуренции в отсутствии границ для цифровых продуктов и снижения роли человеческого участия в экономике.
Тем не менее, эти два аспекта связаны, можно сказать, напрямую. Дело в том, что для создания конкурентной экономики (здесь в шировокм смысле) государствам всего мира, в том числе, и России, потребуется создавать инновационную инфраструктуру, которая позволит производить товары потребления (продукты) и обмениваться ими с миром, выдерживая глобальную конкуренцию. А что такое эта инфраструтктура? Это, конечно, и законодательство, это и среда (инвестиционный климат, наличие денег в экономике, деловая активность, образование и т.п.). Одним из неотъемлемых элементов среды - будет участие в глобальной системе обмена товарами (тут деньги, продукты и сервисы - это товар). Требования цифрового мира - это либерализация обмена и высокая скорость обмена. В первом случае - это вопрос законодательства, во втором - инфраструктуры, которая позволяла бы делать обмен товарами мгновенным. Для этого не подходит традиционная банковская система. Она медленная, сложная и зарегулированная до предела. Именно зарегулированность ее и замедляет.
Выйти из этого противоречия помогает технология блокчейн. По сути - это новый протокол для обмена товарами и ресурсами, построенный по таким принципам, чтобы регулирования не требовалось, т.е. регулирование осуществляется как бы самими учатниками системы. Т.е. мы все, как ситема соглашаемся на определенные правила игры и игра сама контролирует участников.
Создание такой инфраструктуры требует большого количества инвестиций от всех учатстников игры, а именно - создания ЦОДов, развития сетей коммуникации, либерализации законодательства.
Теперь разберемся, кто должен создавать инфраструктуру. Если это будет частный инвестор, то дивиденды от использования инраструктуры пойдут инвестору, т.е. государство в этом случае получает невостребованных людей, отсутствие источников для финансирования новой социальной модели цифровой экономики и невозможность контролировать обмен товарами и услугами. Т.е. государство будет не в состоянии выполнять свои функции ввиду отсутствия ресурсов.
А так как потребность в инфраструктуре - это вопрос жизнесопсобности экономики в цифровую эпоху, единственным выходом для государства будет возглавить создание инфраструктуры, выступить инвестором и получать от использования этой инфраструктуры необходимые ему дивиденды.
Но кто будет определять принципы работы инфраструктуры, вспоминаем о либерализации - это должен быть бизнес. Только бизнес понимает, что делает его конкурентным, только бизнес может внятно сформулировать потребности в инфраструктуре, чтобы его товары и сервисы были конкурентными. Т.е. получается, что для создания инфраструктуры обмена товарами и услугами, государство должно выступить инвестором, а бизнес должен сформулировать правила работы ифнраструктуры, должен сказать, на каких условиях эта инфраструктура ему интересна.
Таким образом, создание конкурентной инфраструктуры, которая позволит российскому бизнесу быть конкурентными в глобальной экономики должен быть реализован именно в формате ГЧП, в партнерстве бизнеса и государства, причем роли в этом ГЧП должны быть поменяны и пересмотрены.
Ани Асланян и Алексей Минин директор института прикладного Анализа Deloitte