-= Открытое правительство =-
Этот текст был написал в рамках большого исследования, но из него потом был сознательно удален дабы не смешивать политику и предметную работу.
---
С самого начала своего создания Открытое правительство в Российской Федерации являлось (и является) политической конструкцией, выполняющей координирующие и медийные функции в действующей системе госуправления на федеральном уровне. Публично эти функции были обозначены как механизмы коммуникации с гражданским обществом[1].
Эта функциональная роль изначально предопределила всю последующую деятельность Открытого правительства и его медийную роль в поддержании политической репутации действующего кабинета министров.
Эта роль позволила значительно продвинуть вперед тему открытых данных и обеспечила высокий уровень открытости во многих областях, таких как открытость данных о проверках бизнеса контрольно-надзорными органами, государственных и муниципальных финансах и многих других данных.
В то же время, если в других странах где тема открытости деятельности государства также была вынесена на публичную повестку, её акценты были сфокусированы на вопросах свободы доступа к информации и открытых данных, то российская модель открытости приобрела многочисленные расфокусирующие атрибуты, и тема открытых данных оказалось представленной наряду с темами, не относящимся к открытости государтсвенного управления – такими, как: регулирование госкорпораций, реформа госзакупок, общественные советы и многое другое.
Подобные направления, несомненно, важны и актуальны в вопросах реформирования системы государственного управления в России. Однако, как показывает международный опыт, тему открытых данных лучше развивать как особое специализированное направление.
Например, инициатива Open Government в Канаде полностью сфокусирована на теме открытых данных[2], а развитие темы Open Government в Великобритании происходит, в первую очередь, по инициативе коалиции НКО в рамках UK Open Government Civil Society Network[3] и также сфокусировано на открытых данных.
На сегодняшний день необходимо констатировать, что сформировалась ситуация, когда Россия не вступила в Open Government Partnership, де-факто не следует Хартии открытых данных G8 и не прилагает усилий к участию в международной Хартии открытых данных.
Результатом этого является обособленное состояние инициатив по открытости государcтва в России в сравнении с наиболее развитыми странами мира и искажение этих инициатив именно по причине их изолированности.
[1] Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство» 17 апреля 2012 года
http://kremlin.ru/events/president/news/15057[2] Open Government initiative Canada
http://open.canada.ca/en[3] The UK Open Government Civil Society Network
http://www.opengovernment.org.uk/#opengov #opendata
(вопросы можно задавать мне на
@ibegtin)