Накал страстей в российско-чешском конфликте и не думает утихать. В этой связи
интересна судьба концерна ŠKODA в нашей стране. Разные виды «шкод» у нас собирают в Калуге и на заводе «ГАЗ» в Нижнем.
Учитывая, что Чехия решила отстранить «Росатом» от участия в тендере на достройку двух энергоблоков АЭС в Дукованах, Россия может ответить зеркально:
например, ввести запрет на ввоз какой-либо чешской продукции – тех же локомотивов или станков, или же отказаться от проекта производства трамваев в Калуге по лицензии ŠKODA. Еще пару дней назад казалось, что до этого не дойдет, но уже
сегодня нас все больше обуревают сомнения.
Россия поставляет Чехии большое количество нефти, газа и металлопроката, и страна вряд ли сможет в короткие сроки возместить потерю, однако, как известно, незаменимых нет.
Еще недавно ŠKODA заявляла, что у автомобильного рынка России большой потенциалзаявляла, что у автомобильного рынка России большой потенциал, и концерн планировал здесь развиваться. Конечно, Россия может сыграть на всем этом, но все же это также рабочие места и для своих граждан. Мощности ГАЗа, принадлежащего Дерипаске, например, используются для контрактной сборки моделей от Volkswagen и Skoda с 2011 года. Инвестиции европейского партнера составили более 300 млн евро.
А что до проекта производства трамваев: как мы
писали, судя по всему, его и не планировалось — трамваи должны были поставляться из Чехии под прикрытием «Калугапутьмаша». В современном мире все настолько связано, что никогда не знаешь, что развалится, если дернуть за одну маленькую ниточку.
Будем надеяться на благоразумие партнеров и на то, что политические разногласия так и останутся политическими, а заводы в России продолжат сборку машин на любой вкус.