Трагедия с самолетом
Fokker-100 авиакомпании
Bek Air вновь поднимает вопрос о непрозрачности структур и бизнес-активов Казахстана, которыми зачастую владеют не самые профессиональные игроки, а самые «именитые».
Ранее мы писали, как казахстанская система экспертизы и сертификации была полностью отдана на откуп одной семье -
Каната Саудабаева, как «награда» за услуги по урегулированию «Казахгейта», и «наказание» для всей сферы торговли и услуг в стране.
В сфере авиаперевозок ситуация примерно такая же.
Air Astana (на 51%
принадлежащая фонду «Самрук-Казына») успешно развивается только благодаря созданным для нее исключительным условиям на рынке, откуда выдавливаются все крупные международные игроки, а компании вроде
Bek Air и
SKAT (одна из
самых небезопасных авиакомпаний мира) крайне непрозрачны, имеют запутанную структуру собственников и владельцев, постоянно уклоняются от налогообложения.
АО «Бек Эйр» - обладатель 50 лицензий и зарегистрировано в 2015 году с видом деятельности «Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию». Руководителем числится
Анвар Тулеубеков, и АО исправно платит налоги, но очень небольшие для такой компании (в базах числится, как крупное предприятие): в 2018-м году, например, уплачено в бюджет чуть
менее 364 млн. тенге.
Единственным акционером
АО «Бек Эйр», как
заявил в субботу на брифинге в службе центральных коммуникаций вице-министр индустрии и инфраструктурного развития
Берик Камалиев, является уже
упоминавшийся нами ранее бывший сотрудник КНБ
Нурлан Жумасултанов. Вице-министр к брифингу подготовился, мягко говоря, слабо. На вопросы журналистов ответить ничего не смог, кроме того
Камалиеву, видимо, запретили рассказывать о реальных собственниках авиакомпании, хоть он и отметил, что авиакомпания
Bek Air работает с 1999 года, и учредители за это время менялись - компания перерегистрировалась (очевидно, чтобы скрыть налоговые нарушения и собственников).
Bek Air существует сразу в нескольких юридических лицах - это не только
АО «Бек Эйр», но еще и
ТОО «Bek Air» с тем же видом деятельности: «Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию», но с гораздо меньшими налоговыми отчислениями: в 2018 году -
24,7 млн. тенге, и руководитель там -
Рустам Бияхметов, а зарегистрировано ТОО в 2011 году в Западно-Казахстанской области.
Кроме того, к структуре
Bek Air относятся еще несколько компаний:
ТОО «Бек Эйр сервисиз» - зарегистрированное в 2016 году в Алматы, где руководитель
Насурулла Абдимавленов. Вид деятельности: «Прочая деятельность, относящаяся к пассажирским и грузовым перевозкам». Налогов в 2018 году уплачено всего
735 тысяч тенге;
ТОО «Bek Air technics» - зарегистрированное в 2016 году в Алматы, руководитель
Кабланбек Машенбаев, с видом деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации».
Не платит налогов с момента регистрации;
ТОО «Bek Air services kz» - зарегистрированное в Алматы по тому же адресу, что и
ТОО «Bek Air technics» в 2013 году, с руководителем
Вячеславом Саланининым, и видом деятельности «Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию». Если в 2017 году
ТОО «Bek Air services kz» заплатило
6,7 млн. тенге налогов, то в 2018 году не платило их совсем;
ТОО «Bek Air training center» - зарегистрировано в 2018 году. Вид деятельности «Прочие виды образования, не включенные в другие категории», заплатившее в 2018 году
104 тысячи тенге налогов.
продолжение следует...