Угон самолёта Ту-154 в 1990 годуЭто преступление совершили 15 заключенных города Нерюнгри (Якутия) 19 августа 1990 года. Их перевозили в Якутск, но уже через пять минут командир самолета получил сигнал, что на борту чрезвычайная ситуация. Обычно арестанты летали без наручников, в салон с собой проносили личные вещи весом до 10 килограммов. Так же, как и других пассажиров, стюардессы кормили их завтраком. Единственное требование к транспортировке - обеспечить некоторую дистанцию между этапируемыми и обычными пассажирами. И все всегда было в порядке… Досмотр заключенных в то время производился только в изоляторе, в аэропорту их сразу же привозили на взлетную полосу.
На пятнадцать заключенных было всего три пары наручников, поэтому они легко обезвредили троих милиционеров и завладели их оружием. Кроме этого, у них был обрез. Кусок хозяйственного мыла преступники выдавали за бомбу.
Самолет в тот же день обратно приземлился в Нерюнгри. Обезвреживать террористов в аэропорту не стали - у спецслужб не было должного опыта в штурме модели Ту-154, да и ссылались на события 1988 года, где при штурме аналогичного самолёта погибли мирные пассажиры.
Самолёт заправился, забрал ещё двоих подельников и полетел сначала в Красноярск, затем в Ташкент. Здесь у угонщиков поменялась власть, и четверо заключенных предпочли сдаться властям. Остальные, не отпуская 36 заложников, полетели в Пакистан. Министр иностранных дел СССР Шеварднадзе вел переговоры, чтобы советскому самолету дали посадку в какой-нибудь из ближневосточных стран. Израиль и ряд других стран «добро» не дали. Между тем, самолет уже шел в воздушном пространстве Пакистана. В воздухе появились два истребителя. Бортрадист вел с ними переговоры, объяснял, что это захваченный террористами советский гражданский самолет
Ту-154 более полутора часов кружил над аэропортом города Карачи, поскольку местные власти не давали разрешения на посадку и даже угрожали сбить самолет силами ПВО. Только после того, как наши пилоты сообщили, что топливо на исходе, разрешение на посадку было получено. Однако сразу после этого террористов схватили и бросили за решетку. Самолет же на следующий день вернулся в СССР. Экипаж и пассажиры не пострадали, хотя и пережили неприятные часы и дни.
Если бы угонщики знали, что их ждет в Пакистане, то, конечно, самолет никто угонять не стал бы. Дело в том, что все террористы пакистанским судом были приговорены к смертной казни. Два заключённых покончили собой, еще один умер в СИЗО. В 1991 году смертный приговор был заменен на пожизненное заключение.
Возвращения преступников требовала сначала советская, затем российская сторона. Даже некоторые угонщики подавали прошение о возвращении на покинутую родину. Но пакистанцы их не выдали вплоть до 1998 года. Через долгих семь лет оставшиеся в живых угонщики были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана. Два украинца почли за благо остаться в Пакистане. Шестеро угонщиков вернулись в Россию, где были осуждены на 15 лет лишения свободы. Остался безнаказанным сотрудник Нерюнгринского ИВС, который доставил преступникам обрез. Его личность удалось установить. Но все свидетели сидели тогда в тюрьме в Пакистане. А это было время распада Союза, и сотрудник, узбек по национальности, перебрался в уже независимый Узбекистан.