Для обывателя — конечно, все это бесконечное восхищение. Красота и восторг. Мощь державы во всей своей полноте, торжество силы и техники.
Но каково все это — для непосредственного участника? Для летчиков, сидящих за штурвалами и ручками управления этих машин? Для тех, кто планирует, готовит и организует и сам парад, и все необходимые перелеты для подготовки к нему? Что это означает с точки зрения выполнения реальных учебно-боевых задач частями ВВС РФ? И какова нагрузка для государственного, наконец, бюджета?
Российские ВВС проводят парады (на профессиональном языке - «воздушные показы авиатехники») едва ли не круглый год. Иногда можно даже подумать, что именно парады и являются главной задачей Военно-воздушных сил. Буквально несколько дней назад прошел действительно
великолепный военно-воздушный парад в Минске (ближайший союзник, разумеется, порадовал своих граждан за счет бюджета Минобороны РФ). Через три недели нас ждет еще один подобный праздник — на день ВМФ, в Санкт-Петербурге. Со всех концов нашей огромной страны, с самых дальних гарнизонов в центральную часть России уже
слетаются звенья (отряды) — чтобы доставить удовольствие всем тем, кто будет наблюдать происходящее с земли, задирая головы.
Парады длятся очень недолго — их воздушная часть проходит буквально за 10-15 минут. И только непосредственные участники знают, какой ценой даются эти минуты. Несколько месяцев подготовки. Десятки полетов и перелетов ради репетиций. Куча потраченных нервов, пота и времени. И денег — которые могли бы быть потрачены на реальную, боевую подготовку военных летчиков.
Спросите любого командира полка, дивизии, ВВС округа или флота — как они относятся к привлечению личного состава подчиненных им частей, соединений или объединений к участию в этих самых парадах? Ни один из офицеров не найдет для парадов ни единого цензурного слова — и не только из-за необходимости страшных затрат и усилий. Летчиков приходится отвлекать от реальной боевой подготовки. Ни одного парада нет ни в одном плане летной подготовки частей и соединений. А на них расходуется ресурс летательных аппаратов, топливо, командировочные — и все прочее из того, что выделено воинской части на выполнение плана учебно-боевой подготовки на целый год.
Именно поэтому еще лет двадцать назад и вышел приказ министра обороны, который запрещал привлекать летчиков боевых полков ВВС к «воздушным показам авиатехники». А привлекаться для этих целей, сказано было в приказе, должны только те воинские части, которые специально для них и созданы — например, пилотажные группы «Стрижи» и прочие «Витязи». Услуги которых должны оплачивать те, кто в этих парадах заинтересован, а вовсе не обязательно бюджет Минобороны РФ. Все, кто хлебнул этих «воздушных показов» по самое не могу, вздохнули наконец с облегчением.
Радость, впрочем, была недолгой. Сначала «в виде исключения» руководством МО было разрешено привлечь к одному из региональных праздников самолеты расположенного неподалеку авиаполка. Затем появилось еще одно исключение, еще одно — и так далее (а приказ тот, к слову, все еще действует). В итоге сегодня проводится десятки (!) воздушных парадов в год — при том, что в советские времена они проходили только по большим праздникам, и только в Москве.
Накаркать бы, разумеется, не хотелось. Но все это великолепие, которое недавно видели в Минске и скоро увидят в Санкт-Петербурге — оно ведь до первой, не дай Бог, трагедии. После которой прокуратура непременно найдет и подымет тот самый забытый приказ о запрете участия в парадах боевых полков ВВС…