Друзья, очень важно понимать, что в процессе полета пассажиры такие же участники процедур, как и сами пилоты. Многие вещи спроектированы и написаны из расчета на то, что пассажиры будут следовать инструкциям.
Количество аварийных выходов выбрано так, чтобы при эвакуации все смогли покинуть салон за определенное количество времени. При этом подразумевается, что пассажиры не вещи собирать будут, а как можно скорее покидать самолет.
Процедура выключения телефонов перед взлетом и посадкой хоть и считается устаревшей, но является строго обязательной. Поверьте, помехи при инструментальном заходе на посадку это совсем не то, что хочется видеть в этот момент. К тому же отвлечение пассажиров во время захода на телефон вряд ли будет способствовать их безопасной эвакуации – и это уж не говоря о том, что такой телефон может во время турбулентности вылететь из рук и прилететь кому-то в лицо.
В наших же чеклистах помимо работы с самолетом имеется обязательная работа с пассажирами. Мы должны провести брифинг перед взлетом, рассказать о способах эвакуации из самолета, проверить состояние ремней безопасности и дверей/окон. И каждый раз, когда я дохожу до этих пунктов, я проверяю и себя, и инструктора (несмотря на колоссальную разницу в опыте), и пассажиров (если они есть). И инструкторы ждут от вас этой проверки, поскольку это часть ваших обязанностей как командира.
Несмотря на то, что я знаком с конструкцией довольно обширного ряда самолетов, каждый раз при брифинге от бортпроводников я вынимаю наушники и внимательно их слушаю. Затем так же внимательно изучаю документ с информацией об эвакуации, и наконец нащупываю под креслом спасательный жилет (некоторые пассажиры любят забирать его в качестве сувенира). Ну и места стараюсь почти всегда брать у выходов.
Вывод прост: авиация это не место для смекалочки и инициатив. Практически каждая вещь в процедурах написана кровью. Не нужно дожидаться новостей, чтобы начинать следовать процедурам – примите факт, что вы в любом случае их участник и в том числе влияете на безопасность.
И воздержитесь, пожалуйста, от оценки действий экипажа/конструкторов самолета/механиков/диспетчеров/пожарных и всех причастных. Это как минимум бесчеловечно по отношению к погибшим, а наше видение картины в принципе не может быть полным и достоверным.