
Киты не плывут в Австралию.
Qantas отменяет заказ на восемь A380.
—
У европейского авиационного консорциума Airbus возникли очередные проблемы с своим гигантом. Сегодня, 7 февраля, стало известно, что австралийская а/к Qantas Airways отозвала заказ на покупку восьми новых Airbus A380-800.
Заказ датировался ещё 2006 годом и долгое время находился на грани отмены. По сообщению авиакомпании, после переговоров с Airbus было официально принято решение не заказывать новые самолёты этого типа. Представитель перевозчика сказал, что машины плохо вписываются в планы развития компании из-за своей слишком большой вместительности, а также операционных издержек.
Qantas уже эксплуатирует более экономичные Boeing 787 Dreamliner и в будущем планирует полностью отказаться от A380 и Boeing 747 в пользу флота 787, 777X или A350. В настоящее время Qantas эксплуатирует двенадцать самолетов A380. В этом году компания планирует провести их серьезное переоснащение.
Для Airbus отмена заказа представляет собой еще одну большую неудачу: в последние годы ни одна авиакомпания не разместила заказ на A380. Под угрозой быстрого исчерпания портфеля, группа сократила годовой объем производства с 30 380-х до шести.
Более того, несколько дней назад стало известно, что крупнейший заказчик A380 арабская а/к Emirates рассматривает возможность конверсии своего заказа в менее крупные машины от Airbus - A350XWB или A330neo. Поэтому Airbus думает уже о том, чтобы закрыть программу своих «джамбо» раньше, чем планировалось.
Вспомним, в чем же проблема? Проблема в неэкономичности Airbus A380 и его размерах. С момента своего проектирования в конце 1990-х, он уже сейчас серьезно уступает по показателям самолетам, появившимся позже: 787 и А350 потребляют на 34% меньше топлива в расчёте на одного пассажира. А 777Х должен даже обогнать их - 40%. Airbus пытался заинтересовать рынок сменой двигателей на A380, но интерес к A380neo проявили только Emirates.
Одной из причин, по которой компании покупали 380, были слоты на посадку в крупнейших хабах мира, например, в Хитроу. Но теперь эти же компании летают и в другие аэропорты (Манчестер, Бирмингем, Глазго, Эдинбург и др.), что нивелирует проблему загруженности основных хабов.
А380 не может поспорить с 787 и 350 и в дальности полёта: последние предлагают пассажирам беспосадочные рейсы с высоким уровнем комфорта. Так, 787 позволил открыть около 220 новых маршрутов, таких как Токио - Сан-Хосе или Перт-Лондон, а А350 связал Сингапур с Нью-Йорком и Лос-Анджелесом.
Показателем успеха проекта являются его заказы. Boeing 787 - 1400 заказов, Airbus A350 - 900, Boeing 777X - 350. В то же время, A380 - ноль новых сделок. Уже произведено 234 машины, 109 из которых летают в Emirates. Airbus осталось произвести 53 машины для арабской компании и поставить 3 для японской а/к ANA.
—
Фото @ andyhunt.