В далёком 1974 году в Советский Союз привезли неслыханный по тем временам подарок – на временную экспозицию в Пушкинский музей прибыла «погостить» сама «Мона Лиза».
Из воспоминаний Евгения Мишина, основоположник создания отечественной электронной охранной техники, ответственного за сохранность полотна
Заполучить для демонстрации в СССР картину «Мона Лиза» – это в то время был чисто политический вопрос. Наш посол во Франции сообщает в Политбюро: «Сейчас картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» находится в Японии. После окончания показа её отправят из Японии во Францию через Советский Союз. Договоритесь и любыми путями перехватите её, чтобы показать советскому народу». А почему бы не перехватить? Картина была привезена в контейнере, в котором установили специальную температуру и влажность, так как она была написана на доске из очень гигроскопичного материала – итальянского тополя, и малейшее изменение этих параметров могло привести к смещению живописного слоя с подложки и разрушить картину, особенно глаза.
Для создания определённой температуры внутри помещения музея подключили Институт холода. Во всех комнатах музея установили +20 градусов. Я открыл кабину, чтобы в ней установить температуру +20 градусов, которая нам была задана, и такая температура была во всех помещениях музея. Из Японии мы заказали телевизионные установки и другие приборы, и мне привезли их штук четырнадцать.Четыре камеры поставили, а десять я себе забрал как запасные. Так я обогатил свои лаборатории японской техникой, которую они производили. Вот так подкормил свою науку. Самое главное, что я подводную лодку не попросил, как пошутил Бугаев, а заказывал то, что мне было нужно для науки. Теперь меня знали, верили в меня. Короче говоря, этот заказ выполнили за 7 дней. Как поставили температуру +20 градусов, так полтора месяца она и сохранялась. Я уложился в срок. Представители руководства Лувра приняли нашу работу с первого раза.
Полная статья в “Вестнике Атомпрома”
https://goo.gl/kjdr6C