Исполнение итоговой редакции законопроекта о публичной власти, по оценкам экспертов, рискует спровоцировать волну межэлитной нестабильности в муниципалитетах, прежде всего, в регионах юга России, которые до сих пор находятся под сильным влиянием локальных кланов, местных общин и традиционных представлений.
Нормы об упразднении сельских муниципалитетов являются заведомо взрывоопасными и, в этом контексте, эксперты прогнозируют возможное обострение внутриэлитных трений в сложных для управления регионах Северного Кавказа, а также указывают на риски актуализации нового витка переделов сфер влияния.
В зоне риска находятся регионы с высоким уровнем конфронтационности местных элит, в том числе и среди представителей малых народностей и обособленных этнических общностей. В числе потенциальных горячих зон эксперты отмечают Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию, Ингушетию и Дагестан, где в результате реализации законопроекта с административных карт могут навсегда исчезнуть более 80% муниципальных образований. В результате обновленных законодательных норм локальным игрокам придется заново строить точки соприкосновения с еще вчерашними конкурентами и фамильными врагами.
По оценкам аналитиков, последующее слияние и перераспределение полномочий неминуемо обернется конфликтами на политической и этнической почвах, при этом вектор управления регионами вряд ли претерпит существенные изменения.
В традиционалистских регионах юга муниципальные сельсоветы, отмечают эксперты, представляли собой лишь форму для устоявшихся автономных социально-регуляторных отношений, и сама ликвидация их формального статуса выведет эти отношения из парадигмы государственной строительства и ввергнет ее обратно в форму автономных и неформальных самоорганизаций с заведомо негативным эмоциональным осадком в глазах местного населения. Как показывают данные соцопросов, большинство населения юга (77%) не готово к административным переменам, что, по мнению аналитиков, в отсутствии дорогостоящей разъяснительной и организационной работы неминуемо обернется ростом социального напряжения в ходе всех этапов реализации инициативы.
В качестве наглядного примера эксперты приводят ситуацию в Дагестане, где после принятия законопроекта может быть ликвидировано более 700 сельских администраций, контролируемых сейчас множеством местных кланов с отличительной неоднородностью. Реализация нормы в ее текущем виде приведет к реактуализации спящих и замороженных территориальных и этнических конфликтов, что уже не раз приводили к серьезным протестам и даже массовым беспорядкам в отдельных районах региона, в том числе и тогда, кода аналогичные инициативы о смене территориального статус-кво исходили от регионального руководства.
Так, в сентябре прошлого года попытка региональных чиновников сменить статус нескольких гектаров земли в поселке Красноармейское привели к столкновениям с ОМОНом.
Та ситуация стала следствием персональных перегибов местных чиновников, однако эксперты отмечают, что территориальный передел нынешних масштабов открывает большой простор для подобных нарушений и позволяет экстраполировать прошлогодний опыт на новый территориальный передел.
Конечная реализация новых норм открывает целый ряд рисков общественно-политической стабильности по всем затронутым областям — «в среднем каждый российский регион потеряет от 20% муниципальных образований, для чего, по мнению аналитиков, уровень централизации административных процессов на уровне регионов недостаточен. Регионалам придется перестраивать систему бюрократического администрирования с нуля, при этом все действующие в сельские госпрограммы фактически встанут до тех пор, пока не будут обновлены под новые правила», - отмечает эксперт.
Источник
https://t.me/russica2/43107