Череда отставок глав муниципальных образований Республики Дагестан в начале марта с их обещанием вернуться можно объяснить следующими причинами.
Как известно, большинство отставников были избраны в 2015 году, после сентябрьских выборов в депутатские корпусы сельских поселений данных муниципалитетов. Сельские представительные органы делегировали своих представителей в районные собрания депутатов, а те, в свою очередь, на основе конкурсных процедур избрали и глав муниципалитетов. Следовательно, в текущем году, уже после нынешних сентябрьских выборов полномочия муниципальных депутатов заканчиваются, также как и заканчиваются полномочия и руководителей данных районов.
А, учитывая нормы абзаца 2 части 3 статьи 40 федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления, то полномочия главы муниципального образования завершаются только после избрания нового главы муниципалитета. А учитывая, что на уровне сельских муниципальных образований встречаются случаи, когда главу села не могут избрать и в течении нескольких лет, то можно было бы предположить, что выгодно было бы еще остаться на своих должностей.
Единый день голосования в 2020 году приходится на 13 сентября, следовательно до конца окончания полномочий депутатских собраний осталось чуть более 6 месяцев. И именно, эти шесть месяцев являются ключевыми во всей этой стратегии.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ определяет, что новый глава муниципального образования, избираемый в через конкурсную комиссию, должен быть избран не позднее чем через шесть месяцев со дня прекращения его полномочий (абзац 1 части 8.1-1. статьи 36). Но, не эти шесть месяцев важны, так как глава муниципалитета может быть избран и в течение месяца после отставки.
Важным являются другие шесть месяцев, которые приведены во втором абзаце данной части. Суть их заключается в том, что если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, со дня прекращения полномочий главы муниципалитета, то данный представительный орган не имеет права избирать главу местного самообразования. Это право переходит депутатскому корпусу нового созыва, которые, в свою очередь, должны это сделать в течение трех месяцев со дня своего избрания.
Таким образом, подали бы наши главы муниципальных образований в отставку после 13 марта, при условии, что 13 сентября 2020 года у них должны пройти выборы в районные собрания депутатов, то эти главы обезглавили бы свои муниципалитеты более чем на 7-8 месяцев.
Важно отметить, что этот временный период невозможности избирать глав муниципалитетов представительными органами, полномочия которых должны завершиться менее чем через 6 месяцев, является важным нововведением законодательства о местном самоуправлении, который направлен на прекращении практик, когда за два-три дня до выборов, или же сразу после выборов, главы городов и районов переизбирались старыми составами депутатов, тем самим фактически продлевали сроки своих полномочий.
Таким образом, можно предположить, что череда нынешних отставок глав районных администраций является попыткой в кратчайшие сроки старыми составами муниципальных депутатов переизбраться самим или дать такую возможность другим кандидатам до наступления так называемого «периода запрета избрания глав органов местного самоуправления».
⠀
Гасан Магомедов для телеграмм-канала «Спросите у Расула»