ГУНИБСКАЯ КАТАСТРОФА.
Историк Патимат Тахнаева
Именно под таким названием вошло в историю пленение имама Шамиля на Гунибе, в августе 1859 г.
После презентации книги «Гуниб, август 1859. «Последние дни джихада в Дагестане...» в самом Гунибе, небольшой группой, вместе с новым главой администрации Гунибского района, Будунгаджи Кадыровым, мы поднялись на Верхний Гуниб, к историческому аулу Гуниб.
Я не поднималась «наверх» года четыре. И теперь была потрясена всем тем увиденным по дороге к аулу и самим аулом - налицо жесточайшая и необратимая ландшафтная, культурная и экологическая катастрофа. Беспощадная.
Гунибская катастрофа.
О варварски попранной экологии Верхнего Гуниба пусть выскажутся специалисты, если они есть в республике. Никогда не думала, что использую эту фразу - если есть мужчины в республике.
Исторический аул Гуниб, маленькое селение, которое не один век, как в уютных ладонях, находилось в центре гунибского плато, обезлюдело на другой день после пленения имама Шамиля - его жители были выселены из него. Навсегда. Жилища аула были приведены в негодное состояние - им сняли крыши, оставили только один большой дом, для караула (потом его будут называть домом имама Шамиля, под таким названием его нарисует Занковский). Но маленький и гордый Гуниб - с башнями по окраинам (неприступный по средневековым меркам, времен пращей и луков со стрелами), белокаменный, выстроенный как на острове - на скальном мысе речки Гунибки, выстоял.
Он по прежнему прекрасен на фотографиях 1909 г. Где то я даже встречала изумление современников, что снятые крыши за полвека не убили аул, настолько он был крепко выстроен. Его стали безжалостно, варварски убивать с 2000-х годов - стены домов разрушили, камень разобрали, а островок былого красавца Гуниба, облепленный наростами в два-три этажа из шлакоблоков и кирпича, превратился в поганый «Шанхай» - так его «облюбовали» для себя те, кто решил разводить здесь скот, держать коров.
Рядом с аулом находилось кладбище гунибцев. Сейчас там строят мечеть (в тот день там работал экскаватор) и увы, увы - ее называют «Мечетью имама Шамиля». Якобы здесь, те неполные полтора месяца, которые имам в 1859 г. провел на Гунибе, он «выкопал на кладбище подземную мечеть и там молился». Редчайший бред, но красивенько, да, согласна. Аул Гуниб был маленьким селом (сужу по их переписи), и у него была только одна - каменная мечеть, в которой, кстати, и находился последние сутки имам, с 24-го на 25-е августа.
Думаю, что так называемая «подземная мечеть имама», о которой вдруг стало известно с 1990-х годов, это было то укромное место для моления, куда приходили помянуть своих предков на кладбище изгнанные из родного аула гунибцы. Им так и не разрешили вернуться в родное селение.
И последнее, еще один подобный кунштюк с историей. На окраине аула, как это было принято тогда везде, находилась тюрьма - обычно это бывали укрепленные ямы. У гунибцев это была не совсем яма, а добротная подземная, с каменными сводами и арками. Здесь так же держали пленных. Ныне, один из местных товарищей приделал к ней яркую табличку и обозначил этот памятник как «Яма для особо опасных узников, июнь-август 1859 г.». Потрясающе.
Подобное варварское и безнаказанное глумление над памятниками культуры я бы сравнила с каннибализмом.
О гунибской катастрофе нужно говорить. Языком науки и закона. Но я в это не верю. Мысленно, вместе с имамом, покидаю Верхний Гуниб. Гуниб.