В 2020 году знаменитое радио «Свобода» ожидает значительный секвестр. Несколько служб, скорее всего, и вовсе прекратят свою работу. Среди них и две, имеющие отношения к Большому Кавказу. Бюджетные сокращения должны затронуть грузинское и северокавказское вещание. С такой инициативой выступила администрация Дональда Трампа. Чем вызваны подобные шаги? Повлияют ли они на общий ход американской политики на кавказском направлении?
Начнем с того, что дискуссии о сокращении финансирования различных национальных служб «Свободы» возникают не в первый раз. После окончания «холодной войны» и распада Советского союза сами перспективы функционирования знаменитой радиостанции не раз ставились под вопрос. Если же говорить о сокращении вещания на Северный Кавказ, то необходимость такого шага активно обсуждались во время президентской легислатуры Барака Обамы. Тогда в период «перезагрузки», «Эмират Кавказ» был включен в «черные списки» Госдепа США, а представители Белого дома даже рекомендовали грузинским властям прекратить заигрывание с северокавказскими националистами.
Затем легкая «оттепель» в двусторонних отношениях сменилась конфронтацией, конца которой не видно. И сегодня в инициативе администрации Трампа, предложившей секвестр для «Свободы» не стоит видеть ничего, кроме прагматики. Нынешний американский президент - бизнесмен, знающий цену издержкам и заинтересованный в «оптимизации» расходов. Агитировать грузинскую аудиторию за НАТО и союз с США в нынешнем контексте вряд ли необходимо, эти настроения абсолютно доминируют. Куда эффективнее поддерживать их с помощью НПО, а также военно-технического сотрудничества.
Если же говорить про Северный Кавказ, то велик риск того, что бенефициарами от «раскачки» ситуации там, станут совсем не те «демократы», о которых много писали в западных СМИ в начале 1990-х годов. Сегодня в США, особенно после террористической атаки во время Бостонского марафона, имидж Северного Кавказа не окружен романтическим ореолом, скорее наоборот он рифмуется с участием выходцев из этого региона в конфликтах на Ближнем и Среднем Востоке.
Но было бы странно видеть в инициативе администрации некие признаки изменения подходов в отношении к России. Вашингтон по-прежнему будет поддерживать Грузию и ее внешнеполитические устремления. В то же время он не готов раздувать северокавказский сепаратизм (среди прочего, исходя и из интересов своего союзника Тбилиси). Просто «оптимизация» она и на Потомаке «оптимизация»!
Сергей Маркедонов