Дон Корня тут
обстоятельно поговорил с «Коммерсантом», и вот что наш пастор отметил для себя:
🥚Про Ковид в интервью не много (и слава Богу!). В целом разговор вращался вокруг каналов прямого доступа к пользователю. Потому что вся конкуренция, которая шла и идет в технологиях сейчас – это конкуренция за канал. Такие разные темы как строительство собственной розницы, разработка голосового помощника и создание собственного медиа контента объединяются именно тем, что все это способы борьбы за прямой канал к пользователю. И тот оператор, который выиграет эту борьбу у интернет-компаний, перестанет быть пресловутой трубой.
🥚Поэтому в интервью много говорится о медийно-развлекательном бизнесе. Тут и про партнерство с «Первым каналом» и про билетный бизнес - МТС планирует к концу года восстановить 70–80% выручки от этого сегмента, пострадавшего от пандемии. В общем, ждем превращения МТС в Нетфликс, благо помимо мобильного бизнеса, у оператора есть и последняя миля (тот самый канал!) до телезрителя - 4,5 млн платящих ТВ-абонентов, в том числе спутниковых. Которым, кстати, можно продавать и другие сервисы.
Операторам вообще удобно развивать экосистему дополнительных сервисов - абоненты уже платят каждый месяц за связь, а новые подписки могут просто добавляться к этому платежу. Плюс, у МТС, в отличие от конкурентов, есть свой банк, который тоже может стать точкой входа для клиентов. Так что, вопрос развития сводится к увеличению уже имеющегося чека в каждом из направлений за счет подключения новых сервисов.
🥚Вот и Марвин (недавно появившийся голосовой помощник МТС) – это, по сути, новый канал. По словам Корни, уже сейчас значительная доля потребления музыки абонентами идет через голосовой интерфейс. «Следующий шаг — управление видео, а дальше — умным домом, автомобилем, чем угодно». Так что Марвин - «это стратегическая игра, которая не связана с получением прибыли в моменте».
Что еще?
🥚Про 5G дон Корня говорит осторожно (очень горячая тема), но заметил, что если надо, то развернуть сеть 5G на имеющихся частотах (если получить технейтральность) можно будет быстро. Однако смысла в этом пока нет, так как у 5G сейчас нет потенциальных пользователей («на продажи устройств 5G в РФ придется в этом году менее 1%. Сейчас даже нет iPhone на 5G, а это показательно»).
🥚На традиционный вопрос про консолидацию рынка последовал традиционный ответ: сокращение числа операторов на рынке с четырех до трех – это естественный путь, но переговоров по этому поводу нет.