Дмитрий: Кстати, да. Школьная программа по литературе выглядит сущей диверсией. И бог бы с ними, с суицидами. Но там практически не было ни одного примера успешного *хоть в чем-то* человека. Ни в личной жизни, ни в общественной. А ведь читатель, особенно подросток, обычно ассоциирует с главным героем произведения себя самого. И в случае, если все настойчиво предлагаемые ему образы это неврастеники, неспособные хоть к чему-то толковому, с очень большой вероятностью это наложит отпечаток на последующую жизнь. Не все поголовно станут такими же, но изрядное количество.
Может быть, стоит разбавлять "классику", если она так уж важна, банальным героическим фэнтези 10 к 1. Пусть там страдания героя, в основном, примитивные, зато к концу повествования он будет с принцессой, половиной царства и мешком золота или их эквивалентами. Пусть учатся, что упорство, храбрость и ум таки вознаграждаются. Это, ей-богу, полезнее.