Valve - компания, в которой нет руководителейValve - это компания, которая подарила нам такие игры, как Half-Life и Portal, и разработала такие сервисы, как Steam. У компании интересный путь: когда-то, когда Майкрософт была ну очень иерархичной организацией, в которой было много отделов и много начальников, в ней существовал отдел разработчиков Гейба Ньюэлла. Он отличался тем, что внутри этого отдела не было структуры - все 300 человек подчинялись одному Гейбу, и тогда это казалось чем-то жутко неправильным, и все остальные пытались что-то с этим сделать. В конечном итоге Гейб и еще несколько разработчиков ушли и основали компанию Valve.
Valve интересна тем, что внутри тоже нет структуры - сотрудники сами организовываются в проекты, сами выбирают себе роли и продвигают проекты. Каждый может предложить идею нового проекта, и, если идея будет принята коллегами, то все просто передвинут свои столы в одно место (поэтому у всех столов в компании есть колесики) и начнут над ним работать.
Для новых сотрудников Valve написали книгу о принципах компании, которую любой может поменять. Вот эта книга:
Valve Handbook for New Employees. Она на английском, но можно отыскать и русский перевод.
В книге сказано:
— У нас есть президент, но даже он не ваш начальник (а в глоссарии примечание: Гейб Ньюэлл - из всех людей, кто не является вашим боссом, он не является им больше всего).
— Мы знаем, что в некоторых компаниях сотрудникам дается какой-то процент времени на реализацию собственных идей. В Valve это 100%.
— У нас нет начальников, и никто никому не отчитывается. Компания вся под вашим управлением, и если вы думаете "О, какая большая ответственность" - это так и есть.
Еще там невероятно простые и понятные картинки про то, как работать над проектом и как работать без начальника, история выпуска Half-Life и Portal, и отсылка к русским народным танцам.