Стрельба в казанской школе: делать выводы рано или делать выводы поздно?
Думаем, в истории со 
стрельбой в Казани  списать всё на терроризм не выйдет, хотя к этому будет большой соблазн у властей, чтобы закрыть глаза на все проблемы образования и воспитания, и шире – характер общественных отношений. И, как всегда, нам скажут, мол, давайте подождём, ведь сейчас делать выводы слишком рано... 
То, что напавший на школу её бывший ученик уже четыре года учится в колледже, а потому, мол, былые обиды давно забыты, не аргумент. В Екатеринбурге
 35-летний работник оборонного завода 
беспричинно расстрелял двух девушек, его искали год. Как оказалось, над ним издевались с 1 по 9 классы. Потом всю жизнь в его голове вызревала 
"теория смертельного урона" – он полагал, что за время обучения у него накопилось четыре таких "урона", которые он должен был "вернуть", пусть даже случайным людям. 
Судя по созданному нападавшими в Казани телеграм-каналу, тут тоже мы имеем дело с 
поехавшей крышей. И это тоже важный вывод – дело не только в том, чтобы выявлять террористов на этапе подготовки. Государство по большому счету
 не занимается предупреждением преступлений, связанных с расстройством личности,
 а даже ещё больше подбрасывает дровишек в воспаленное сознание таких людей, которые почему-то ходят на свободе с зарегистрированным оружием, – одни телепередачи на госТВ чего стоят. 
Стрельба в Казани – это и выстрел по школе как общественному институту. Чего греха таить, если советская школа воспитывала у детей способность думать, анализировать, воспитывала их людьми с моралью, то нынешняя отреформированная школа 
направлена на разрушение психики детей, на их оглупление, аморализацию. 
Государство в борьбе с шутингом делает ставку на некие меры безопасности в учебных заведениях, но по факту 
не готово обеспечить эту безопасность,
 охранные меры в большинстве случаев – фикция, хотите нормальную меры – платите. Все за счёт родителей. А доходы граждан снижаются. Учителя находятся под бюрократическим нажимом, готовят отчёты и ведут кучу уроков, им не до детей. Родители вынуждены постоянно работать, как-то крутиться, чтоб хоть немного обеспечить свою семью. Им не до детей. 
Случившееся в Казани – следствие социальной, экономической и образовательной политики государства последние десятилетия. А главное – это система общественных отношений, где место человека в обществе определяется его доходом, на это указывает педагог Степан Кошкарёв. 
Исламистским движениям, если такой след в казанской истории действительно был,  остаётся лишь толкнуть в пропасть тех, кто к ней подступил слишком близко.  
Так что, думаем,
 делать выводы по стрельбе в Казани уже как раз таки поздно. Но выводы еще можно сделать, чтобы предотвратить повторение таких трагедий.