Elena Vasiljeva
Ок. Все "подсели" на "пропаганду". Но давайте к делу.
Какова сущность явления под названием Виктор Цой?
"Орудие ЦРУ", "жертва манипуляции" или "деятель культуры"?
Ведь это - совсем разные версии.
Например, марксизм - считает, что культура есть прежде всего отражение общественной жизни, со всеми её проблемами и противоречиями. Теория заговоров, напротив, ведущую роль в культуре отводит умыслу, проводимому в жизнь: культуру заказывают, внедряют и продвигают (кто? элиты?).
Есть ещё и такая точка зрения: искусство носит классовый характер, и каждый художник прежде всего выражает интерес и позицию какого-то класса. Однако у этой точки зрения есть немало противников - например, Ленин ("Лев Толстой как зеркало русской революции"), Сталин тоже высказывался против редукционизма в культурных вопросах, но не могу найти цитату (Сёмин приводил Вконтакте, споря).
Почитал про Цоя и поменял свое мнение. Не нашел вообще, что он был каким-то ярым антисоветчиком. Он один раз высказался за кооперативы в 89, потому что они ему лично были выгодны. Есть песня "перемен", но с ней все обстоит так, что она просто пришлась к месту и времени и ей придали социально-политический окрас. Так что дальнейший разговор именно про Цоя теряет смысл. Я думал, что он был нечто вроде Талькова, а оказывается, нет.
А насчет орудия цру, жертвы манипуляции и деятеля культуры - так то это все не взаимоисключающие вещи.
марксизм - считает, что культура есть прежде всего отражение общественной жизни, со всеми её проблемами и противоречиями.
Такие фильмы как штрафбат, сволочи, утомленные солнцем, смерть сталина, 5 дней в августе, Красный воробей - они тоже отражение общественной жизни и ее противоречий? И то, что русская часть этого шлака рекламировалась гораздо больше, чем хороший фильм Бресткая крепость - это случайнось или все таки заказ/внедрение/продвижение нужных правящему классу идей?
Зеркало русской революции не читал, поэтому не буду спорить по этому пункту. Так то я считаю, что классовый характер в искусстве определенно присутствует. Просто не всегда представитель класса выражает интересы правящего или своего класса. А так же может быть абсолютно аполитичен.